В «Сарае» Фонтанного дома выставка «ГУЛАГ. Сказка из страшной были» посвящена Солженицыну

До 26 декабря в галерее «Сарай» Фонтанного дома (Литейный проспект, 53Б) будет работать выставка «ГУЛАГ. Сказка из страшной были». Она посвящена 99-летию писателя Александра Солженицына.

Александр Солженицын

Когда Анна Ахматова прочитала рукопись повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», она сказала: «Это должны прочесть двести миллионов человек». Этот писатель уцелел на фронте, выжил в тюрьме, в лагере, в ссылке, одолел смертельную болезнь, пересилил идеологию, перенес изгнание, выдержал всемирную славу.

Аббревиатуру «ГУЛАГ» превратил в метафору «Архипелаг ГУЛАГ» и ввел в русскую литературу. Все это ради того, что он называл «главной правдой», которую пока человек не знает, то живет как бы во сне.

Основная часть экспозиции – фильм с рассказами детей и подростков (иногда в диалоге с родителями или бабушками) о репрессированных родных, которых они никогда не видели. Порой они путают эвакуацию и депортацию, арест и плен, но те, о ком эти истории, превращаются из абстрактных теней прошлого в родных, страдающих, живых людей.

Выставочное пространство разделено условной стеной на две части – как человеческая жизнь: до и после ареста. Место «до» занимают фотографии из семейных архивов – иногда подлинные, иногда только в переснимках. «После» – печально знаменитые «анфас-и-профиль» с лагерными номерами. И как символ утерянного дома, разрушенной жизни, но не умирающей надежды – детские фотографии.

В августе 2018 года к 100-летию Александра Солженицына авторы выставки представят более полную версию экспозиции: в нее войдут подлинные материалы из частных собраний, а фильм будет дополнен новыми историями, ставшими уже не «сказкой из страшной были», а рассказами, полными смысла и сострадания.

20 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.