Минкультуры РФ и Русский музей представили первое музейное приложение для смартфонов

В Академических залах Михайловского дворца 18 декабря состоялась презентация бесплатного музейного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Министерством культуры РФ для музеев России. Благодаря приложению смартфон распознает музейные объекты и позволяет пользователям получать дополнительную информацию об экспонатах в виде текстов и изображений.

Русский музей, презентация приложения

AR-гидом уже можно воспользоваться на постоянной экспозиции Русского музея. Бесплатное приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store, сообщила «Петербургскому авангарду» начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких. Она добавила, что на презентацию Artefact были приглашены сотрудники музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Очень приятно, что пришли наши коллеги — более 30 представителей музеев Санкт-Петербурга и Ленобласти. Их живой и неподдельный интерес подтвердил ценность приложения Artefact. Мы лишний раз убедились, что работаем не зря», — сообщила Мария Гладких.

С приветственным словом к участникам презентации обратилась исполняющая обязанности заместителя директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, в свое время выступившая инициатором реализации проекта Artefact в Русском музее.

Ольга Бабина

Свои опасения о последствиях активного внедрения информационных технологий в музейную экспозицию высказал исполняющий обязанности заместителя директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, отметив, что и музей в свою очередь также должен существенно пересмотреть работу с посетителем.

Заместитель директора ГИВЦ Минкультуры России, куратор цифровых проектов Минкультуры России, Тимур Алейников рассказал о принципе работы мобильного приложения Artefact и представил перспективы его дальнейшего развития. О том, как работа по созданию выставок в приложении Artefact шла в Русском музее, рассказала Мария Гладких.

Мария Гладких

Представители петербургских музеев смогли оценить работу программы на обзорной экскурсии по основной экспозиции Русского музея по объектам, включенным в приложение Artefact. После экскурсии Тимур Алейников и Маргарита Головчанская, куратор проекта Artefact, провели специальный мастер-класс, познакомив специалистов со спецификой дополненной реальности как музейной технологии. В ходе мастер-класса присутствующие также научились создавать AR-гиды в приложении Artefact для экспозиций своих музеев.

Маргарита Головчанская сообщила, что приложение постоянно совершенствуется, и вполне возможно, что вскоре у музейщиков появится возможность создавать в Artefact 3D-модели экспонатов. Представители петербургских музеев смогли задать интересующие их вопросы, внести свои предложения.

В настоящее время в приложении посетителям доступны 40 экспонатов из коллекции Русского музея, среди которых такие шедевры как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Медный змий» Федора Бруни, «Девятый Вал» Ивана Айвазовского, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и другие. Метки с дополнительной информацией, а также эскизы, этюды, фотографии произведений в период реставрации и аннотация появляются при наведении камеры телефона на картину, а также при удаленной работе вне экспозиции. По словам Марии Гладких, у пользователей приложение не должно вызвать затруднений: достаточно загрузить Artefact в смартфон и выбрать музей или выставку.

Русский музей, презентация приложения

«Презентация и проверка работы приложения в условиях музея выявила и некоторые недостатки программы, которые тут же начали устранять разработчики. Дело в том, что камера смартфона считывает и идентифицирует картину как код. Если изображение недостаточно контрастное, то возникают сложности со считыванием. Именно так произошло с «Девятым валом» Айвазовского. А вот иконы считываются прекрасно. Работе приложения могут помешать стеклянные витрины. Программисты продолжают вносить обновления, которые сделают Artefact еще более удобным и совершенным. Надо сказать, что всю техническую поддержку проекта осуществляет Министерство культуры России. Музей не тратит на эти цели ни копейки», — отметила начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Русский музей, презентация приложения

В будущем в приложении Artefact будут представлены материалы к временным музейным выставкам, что позволит посетителям Русского музея получать информацию в простой и удобной форме. В конце декабря воспользоваться приложением можно будет на выставках Русского музея «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» и «Народное искусство Нижегородского края». К ним служба «Виртуальный Русский музей» совместно с реставрационным отделом Русского музея подготовили материалы по реставрации отдельных произведений живописи и графики. В сотрудничестве «Виртуального Русского музея» и кураторов выставок из отдела народного искусства и отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея отобраны самые яркие и наиболее характерные из представленных на каждой выставке работы.

20 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.