Минкультуры РФ и Русский музей представили первое музейное приложение для смартфонов

В Академических залах Михайловского дворца 18 декабря состоялась презентация бесплатного музейного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Министерством культуры РФ для музеев России. Благодаря приложению смартфон распознает музейные объекты и позволяет пользователям получать дополнительную информацию об экспонатах в виде текстов и изображений.

Русский музей, презентация приложения

AR-гидом уже можно воспользоваться на постоянной экспозиции Русского музея. Бесплатное приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store, сообщила «Петербургскому авангарду» начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких. Она добавила, что на презентацию Artefact были приглашены сотрудники музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Очень приятно, что пришли наши коллеги — более 30 представителей музеев Санкт-Петербурга и Ленобласти. Их живой и неподдельный интерес подтвердил ценность приложения Artefact. Мы лишний раз убедились, что работаем не зря», — сообщила Мария Гладких.

С приветственным словом к участникам презентации обратилась исполняющая обязанности заместителя директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, в свое время выступившая инициатором реализации проекта Artefact в Русском музее.

Ольга Бабина

Свои опасения о последствиях активного внедрения информационных технологий в музейную экспозицию высказал исполняющий обязанности заместителя директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, отметив, что и музей в свою очередь также должен существенно пересмотреть работу с посетителем.

Заместитель директора ГИВЦ Минкультуры России, куратор цифровых проектов Минкультуры России, Тимур Алейников рассказал о принципе работы мобильного приложения Artefact и представил перспективы его дальнейшего развития. О том, как работа по созданию выставок в приложении Artefact шла в Русском музее, рассказала Мария Гладких.

Мария Гладких

Представители петербургских музеев смогли оценить работу программы на обзорной экскурсии по основной экспозиции Русского музея по объектам, включенным в приложение Artefact. После экскурсии Тимур Алейников и Маргарита Головчанская, куратор проекта Artefact, провели специальный мастер-класс, познакомив специалистов со спецификой дополненной реальности как музейной технологии. В ходе мастер-класса присутствующие также научились создавать AR-гиды в приложении Artefact для экспозиций своих музеев.

Маргарита Головчанская сообщила, что приложение постоянно совершенствуется, и вполне возможно, что вскоре у музейщиков появится возможность создавать в Artefact 3D-модели экспонатов. Представители петербургских музеев смогли задать интересующие их вопросы, внести свои предложения.

В настоящее время в приложении посетителям доступны 40 экспонатов из коллекции Русского музея, среди которых такие шедевры как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Медный змий» Федора Бруни, «Девятый Вал» Ивана Айвазовского, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и другие. Метки с дополнительной информацией, а также эскизы, этюды, фотографии произведений в период реставрации и аннотация появляются при наведении камеры телефона на картину, а также при удаленной работе вне экспозиции. По словам Марии Гладких, у пользователей приложение не должно вызвать затруднений: достаточно загрузить Artefact в смартфон и выбрать музей или выставку.

Русский музей, презентация приложения

«Презентация и проверка работы приложения в условиях музея выявила и некоторые недостатки программы, которые тут же начали устранять разработчики. Дело в том, что камера смартфона считывает и идентифицирует картину как код. Если изображение недостаточно контрастное, то возникают сложности со считыванием. Именно так произошло с «Девятым валом» Айвазовского. А вот иконы считываются прекрасно. Работе приложения могут помешать стеклянные витрины. Программисты продолжают вносить обновления, которые сделают Artefact еще более удобным и совершенным. Надо сказать, что всю техническую поддержку проекта осуществляет Министерство культуры России. Музей не тратит на эти цели ни копейки», — отметила начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Русский музей, презентация приложения

В будущем в приложении Artefact будут представлены материалы к временным музейным выставкам, что позволит посетителям Русского музея получать информацию в простой и удобной форме. В конце декабря воспользоваться приложением можно будет на выставках Русского музея «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» и «Народное искусство Нижегородского края». К ним служба «Виртуальный Русский музей» совместно с реставрационным отделом Русского музея подготовили материалы по реставрации отдельных произведений живописи и графики. В сотрудничестве «Виртуального Русского музея» и кураторов выставок из отдела народного искусства и отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея отобраны самые яркие и наиболее характерные из представленных на каждой выставке работы.

20 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.