Минкультуры РФ и Русский музей представили первое музейное приложение для смартфонов

В Академических залах Михайловского дворца 18 декабря состоялась презентация бесплатного музейного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Министерством культуры РФ для музеев России. Благодаря приложению смартфон распознает музейные объекты и позволяет пользователям получать дополнительную информацию об экспонатах в виде текстов и изображений.

Русский музей, презентация приложения

AR-гидом уже можно воспользоваться на постоянной экспозиции Русского музея. Бесплатное приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store, сообщила «Петербургскому авангарду» начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких. Она добавила, что на презентацию Artefact были приглашены сотрудники музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Очень приятно, что пришли наши коллеги — более 30 представителей музеев Санкт-Петербурга и Ленобласти. Их живой и неподдельный интерес подтвердил ценность приложения Artefact. Мы лишний раз убедились, что работаем не зря», — сообщила Мария Гладких.

С приветственным словом к участникам презентации обратилась исполняющая обязанности заместителя директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, в свое время выступившая инициатором реализации проекта Artefact в Русском музее.

Ольга Бабина

Свои опасения о последствиях активного внедрения информационных технологий в музейную экспозицию высказал исполняющий обязанности заместителя директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, отметив, что и музей в свою очередь также должен существенно пересмотреть работу с посетителем.

Заместитель директора ГИВЦ Минкультуры России, куратор цифровых проектов Минкультуры России, Тимур Алейников рассказал о принципе работы мобильного приложения Artefact и представил перспективы его дальнейшего развития. О том, как работа по созданию выставок в приложении Artefact шла в Русском музее, рассказала Мария Гладких.

Мария Гладких

Представители петербургских музеев смогли оценить работу программы на обзорной экскурсии по основной экспозиции Русского музея по объектам, включенным в приложение Artefact. После экскурсии Тимур Алейников и Маргарита Головчанская, куратор проекта Artefact, провели специальный мастер-класс, познакомив специалистов со спецификой дополненной реальности как музейной технологии. В ходе мастер-класса присутствующие также научились создавать AR-гиды в приложении Artefact для экспозиций своих музеев.

Маргарита Головчанская сообщила, что приложение постоянно совершенствуется, и вполне возможно, что вскоре у музейщиков появится возможность создавать в Artefact 3D-модели экспонатов. Представители петербургских музеев смогли задать интересующие их вопросы, внести свои предложения.

В настоящее время в приложении посетителям доступны 40 экспонатов из коллекции Русского музея, среди которых такие шедевры как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Медный змий» Федора Бруни, «Девятый Вал» Ивана Айвазовского, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и другие. Метки с дополнительной информацией, а также эскизы, этюды, фотографии произведений в период реставрации и аннотация появляются при наведении камеры телефона на картину, а также при удаленной работе вне экспозиции. По словам Марии Гладких, у пользователей приложение не должно вызвать затруднений: достаточно загрузить Artefact в смартфон и выбрать музей или выставку.

Русский музей, презентация приложения

«Презентация и проверка работы приложения в условиях музея выявила и некоторые недостатки программы, которые тут же начали устранять разработчики. Дело в том, что камера смартфона считывает и идентифицирует картину как код. Если изображение недостаточно контрастное, то возникают сложности со считыванием. Именно так произошло с «Девятым валом» Айвазовского. А вот иконы считываются прекрасно. Работе приложения могут помешать стеклянные витрины. Программисты продолжают вносить обновления, которые сделают Artefact еще более удобным и совершенным. Надо сказать, что всю техническую поддержку проекта осуществляет Министерство культуры России. Музей не тратит на эти цели ни копейки», — отметила начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Русский музей, презентация приложения

В будущем в приложении Artefact будут представлены материалы к временным музейным выставкам, что позволит посетителям Русского музея получать информацию в простой и удобной форме. В конце декабря воспользоваться приложением можно будет на выставках Русского музея «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» и «Народное искусство Нижегородского края». К ним служба «Виртуальный Русский музей» совместно с реставрационным отделом Русского музея подготовили материалы по реставрации отдельных произведений живописи и графики. В сотрудничестве «Виртуального Русского музея» и кураторов выставок из отдела народного искусства и отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея отобраны самые яркие и наиболее характерные из представленных на каждой выставке работы.

20 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.