Минкультуры РФ и Русский музей представили первое музейное приложение для смартфонов

В Академических залах Михайловского дворца 18 декабря состоялась презентация бесплатного музейного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Министерством культуры РФ для музеев России. Благодаря приложению смартфон распознает музейные объекты и позволяет пользователям получать дополнительную информацию об экспонатах в виде текстов и изображений.

Русский музей, презентация приложения

AR-гидом уже можно воспользоваться на постоянной экспозиции Русского музея. Бесплатное приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store, сообщила «Петербургскому авангарду» начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких. Она добавила, что на презентацию Artefact были приглашены сотрудники музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Очень приятно, что пришли наши коллеги — более 30 представителей музеев Санкт-Петербурга и Ленобласти. Их живой и неподдельный интерес подтвердил ценность приложения Artefact. Мы лишний раз убедились, что работаем не зря», — сообщила Мария Гладких.

С приветственным словом к участникам презентации обратилась исполняющая обязанности заместителя директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, в свое время выступившая инициатором реализации проекта Artefact в Русском музее.

Ольга Бабина

Свои опасения о последствиях активного внедрения информационных технологий в музейную экспозицию высказал исполняющий обязанности заместителя директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, отметив, что и музей в свою очередь также должен существенно пересмотреть работу с посетителем.

Заместитель директора ГИВЦ Минкультуры России, куратор цифровых проектов Минкультуры России, Тимур Алейников рассказал о принципе работы мобильного приложения Artefact и представил перспективы его дальнейшего развития. О том, как работа по созданию выставок в приложении Artefact шла в Русском музее, рассказала Мария Гладких.

Мария Гладких

Представители петербургских музеев смогли оценить работу программы на обзорной экскурсии по основной экспозиции Русского музея по объектам, включенным в приложение Artefact. После экскурсии Тимур Алейников и Маргарита Головчанская, куратор проекта Artefact, провели специальный мастер-класс, познакомив специалистов со спецификой дополненной реальности как музейной технологии. В ходе мастер-класса присутствующие также научились создавать AR-гиды в приложении Artefact для экспозиций своих музеев.

Маргарита Головчанская сообщила, что приложение постоянно совершенствуется, и вполне возможно, что вскоре у музейщиков появится возможность создавать в Artefact 3D-модели экспонатов. Представители петербургских музеев смогли задать интересующие их вопросы, внести свои предложения.

В настоящее время в приложении посетителям доступны 40 экспонатов из коллекции Русского музея, среди которых такие шедевры как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Медный змий» Федора Бруни, «Девятый Вал» Ивана Айвазовского, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и другие. Метки с дополнительной информацией, а также эскизы, этюды, фотографии произведений в период реставрации и аннотация появляются при наведении камеры телефона на картину, а также при удаленной работе вне экспозиции. По словам Марии Гладких, у пользователей приложение не должно вызвать затруднений: достаточно загрузить Artefact в смартфон и выбрать музей или выставку.

Русский музей, презентация приложения

«Презентация и проверка работы приложения в условиях музея выявила и некоторые недостатки программы, которые тут же начали устранять разработчики. Дело в том, что камера смартфона считывает и идентифицирует картину как код. Если изображение недостаточно контрастное, то возникают сложности со считыванием. Именно так произошло с «Девятым валом» Айвазовского. А вот иконы считываются прекрасно. Работе приложения могут помешать стеклянные витрины. Программисты продолжают вносить обновления, которые сделают Artefact еще более удобным и совершенным. Надо сказать, что всю техническую поддержку проекта осуществляет Министерство культуры России. Музей не тратит на эти цели ни копейки», — отметила начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Русский музей, презентация приложения

В будущем в приложении Artefact будут представлены материалы к временным музейным выставкам, что позволит посетителям Русского музея получать информацию в простой и удобной форме. В конце декабря воспользоваться приложением можно будет на выставках Русского музея «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» и «Народное искусство Нижегородского края». К ним служба «Виртуальный Русский музей» совместно с реставрационным отделом Русского музея подготовили материалы по реставрации отдельных произведений живописи и графики. В сотрудничестве «Виртуального Русского музея» и кураторов выставок из отдела народного искусства и отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея отобраны самые яркие и наиболее характерные из представленных на каждой выставке работы.

20 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

В Фотанном доме покажут фильм к 100-летию Даниила Гранина

Квартирник в Росбалте: От бизона до Барбизона — музейные истории Валерия Ахунова

«Безусловный театр» представляет премьеру трех спектаклей

В Доме национальностей откроется выставка Андрея Ушина, посвященная блокаде

Музей стрит-арта предлагает свою экспертизу граффити на улицах Петербурга

«Родина» зовет на русские короткометражки

В Ленинградском зоопарке 27 января вспомнят о героях, сохранивших зверинец в годы блокады

На премьеру «Beef: Русский хип-хоп» в Петербурге соберутся Оксимирон, Нигатив и Жиган

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

В Республике кошек до февраля открыта «Кота Nostra. Хозяева улиц и дворов»

В Петербурге пройдет мопсоелка в стиле «Великого Гэтсби»

На Обводном канале появилась работа легендарного Мишеля Дюше

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!