Минкультуры РФ и Русский музей представили первое музейное приложение для смартфонов

В Академических залах Михайловского дворца 18 декабря состоялась презентация бесплатного музейного приложения дополненной реальности Artefact, разработанного Министерством культуры РФ для музеев России. Благодаря приложению смартфон распознает музейные объекты и позволяет пользователям получать дополнительную информацию об экспонатах в виде текстов и изображений.

Русский музей, презентация приложения

AR-гидом уже можно воспользоваться на постоянной экспозиции Русского музея. Бесплатное приложение доступно для скачивания в Google Play и App Store, сообщила «Петербургскому авангарду» начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких. Она добавила, что на презентацию Artefact были приглашены сотрудники музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Очень приятно, что пришли наши коллеги — более 30 представителей музеев Санкт-Петербурга и Ленобласти. Их живой и неподдельный интерес подтвердил ценность приложения Artefact. Мы лишний раз убедились, что работаем не зря», — сообщила Мария Гладких.

С приветственным словом к участникам презентации обратилась исполняющая обязанности заместителя директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, в свое время выступившая инициатором реализации проекта Artefact в Русском музее.

Ольга Бабина

Свои опасения о последствиях активного внедрения информационных технологий в музейную экспозицию высказал исполняющий обязанности заместителя директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, отметив, что и музей в свою очередь также должен существенно пересмотреть работу с посетителем.

Заместитель директора ГИВЦ Минкультуры России, куратор цифровых проектов Минкультуры России, Тимур Алейников рассказал о принципе работы мобильного приложения Artefact и представил перспективы его дальнейшего развития. О том, как работа по созданию выставок в приложении Artefact шла в Русском музее, рассказала Мария Гладких.

Мария Гладких

Представители петербургских музеев смогли оценить работу программы на обзорной экскурсии по основной экспозиции Русского музея по объектам, включенным в приложение Artefact. После экскурсии Тимур Алейников и Маргарита Головчанская, куратор проекта Artefact, провели специальный мастер-класс, познакомив специалистов со спецификой дополненной реальности как музейной технологии. В ходе мастер-класса присутствующие также научились создавать AR-гиды в приложении Artefact для экспозиций своих музеев.

Маргарита Головчанская сообщила, что приложение постоянно совершенствуется, и вполне возможно, что вскоре у музейщиков появится возможность создавать в Artefact 3D-модели экспонатов. Представители петербургских музеев смогли задать интересующие их вопросы, внести свои предложения.

В настоящее время в приложении посетителям доступны 40 экспонатов из коллекции Русского музея, среди которых такие шедевры как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Медный змий» Федора Бруни, «Девятый Вал» Ивана Айвазовского, «Взятие снежного городка» Василия Сурикова, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко и другие. Метки с дополнительной информацией, а также эскизы, этюды, фотографии произведений в период реставрации и аннотация появляются при наведении камеры телефона на картину, а также при удаленной работе вне экспозиции. По словам Марии Гладких, у пользователей приложение не должно вызвать затруднений: достаточно загрузить Artefact в смартфон и выбрать музей или выставку.

Русский музей, презентация приложения

«Презентация и проверка работы приложения в условиях музея выявила и некоторые недостатки программы, которые тут же начали устранять разработчики. Дело в том, что камера смартфона считывает и идентифицирует картину как код. Если изображение недостаточно контрастное, то возникают сложности со считыванием. Именно так произошло с «Девятым валом» Айвазовского. А вот иконы считываются прекрасно. Работе приложения могут помешать стеклянные витрины. Программисты продолжают вносить обновления, которые сделают Artefact еще более удобным и совершенным. Надо сказать, что всю техническую поддержку проекта осуществляет Министерство культуры России. Музей не тратит на эти цели ни копейки», — отметила начальник службы «Виртуальный Русский музей».

Русский музей, презентация приложения

В будущем в приложении Artefact будут представлены материалы к временным музейным выставкам, что позволит посетителям Русского музея получать информацию в простой и удобной форме. В конце декабря воспользоваться приложением можно будет на выставках Русского музея «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» и «Народное искусство Нижегородского края». К ним служба «Виртуальный Русский музей» совместно с реставрационным отделом Русского музея подготовили материалы по реставрации отдельных произведений живописи и графики. В сотрудничестве «Виртуального Русского музея» и кураторов выставок из отдела народного искусства и отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея отобраны самые яркие и наиболее характерные из представленных на каждой выставке работы.

20 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.