В Музее истории религии выставлены «Чудеса и чудотворцы» иудеев и христиан

В преддверии новогодних и рождественских праздников в Атриуме Государственного музея истории религии (Почтамтская улица, 14) открывается выставка «Чудеса и чудотворцы». Она будет работать до 11 февраля будущего года.

Музей истории религии

На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов музея, повествующих о феномене чуда в иудейско-христианской традиции и связанных с ним событиях и людях. Одним из персонажей выставки является почитаемый среди христиан всего мира в качестве чудотворца святой Николай, день памяти которого в Русской православной церкви приходится на 19 декабря.

Чудо – одно из самых загадочных и интригующих событий. Ожидание чуда или чудесного стечения обстоятельств в разной степени свойственно как для людей верующих в божественное провидение, так и для убежденных материалистов. С точки зрения последних, чудо – это явление или событие, которое невозможно объяснить с помощью установленных наукой законов природы. Для человека религиозного, чудо – есть действие в материальном мире надприродных, божественных или иных сверхъестественных сил. Наиболее емко выразил разницу между этими двумя мировоззрениями известный физик Альберт Эйнштейн. Он говорил: «Есть два способа прожить жизнь: первый – как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса».

Учение о чуде занимает важное место в христианском вероучении. Так же, как в иудаизме и исламе, оно воспринимается как проявление и свидетельство всемогущества и истины единого Бога. Исходя из догмата о том, что Бог есть творец и промыслитель мира, создатель законов природы и человеческого бытия, чудеса для христианина предстают как проявление божественной воли через изменение естественных законов, самим же Богом установленных. Книги христианского Священного Писания пестрят описанием чудес. Однако в отличие от ветхозаветного Бога иудеев, который посредством чуда в трудные исторические моменты спасает избранный им еврейский народ, новозаветные чудеса Иисуса Христа и его учеников, как верят христиане, должны были открыть дорогу к спасению каждому человеку не зависимо от его национальной и сословной принадлежности.

Выставка состоит из трех основных разделов. Предметы первого раздела иллюстрируют повествование о чудесах в Ветхом и Новом Завете. Самым ярким экспонатом этого раздела является впервые экспонируемый Рождественский вертеп парижской фабрики Шарля Пилле, изготовленный на рубеже XIX-ХХ веков и привезенный в Санкт-Петербург для одного из храмов. Вертеп представляет фигуры младенца Христа в яслях, Марии и Иосифа, а также немых свидетелей рождественского чуда – вола и осла. В этом же разделе выставки привлечет внимание посетителей впервые экспонируемый список неизвестного художника со Святого Лика из церкви Сан Сильвестро ин Капите в Риме (Италия, XVII век, холст, масло), считающегося самым ранним списком с Нерукотворного образа Христа, по преданию, переданного самим Иисусом эдесскому царю Абгару V.

Второй раздел выставки посвящен чудесам и чудотворцам, почитаемым в православной традиции. Почитание чудотворных икон – важнейшая особенность православного культа. Признание возможности чудес, происходящих от икон, засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе Христианской Церкви (787 год). Сказания о чудотворных иконах издревле были наиболее популярным литературным жанром, широко распространенным среди всех социальных слоев населения православной Руси. Согласно преданиям чудотворные иконы играли важную роль в жизни страны и людей на протяжении всей истории Русского государства. Они влияли на ход исторических событий, через них провозглашалась воля Всевышнего для правителей, иноков и мирян. Особое место в этом разделе занимают иконы святого Николая Чудотворца. На выставке также впервые выставляется икона «Успение Божьей Матери» Киево-Печерской лавры с клеймами, на которых изображены сюжеты из Киево-Печерского Патерика.

Третий раздел выставки охватывает экспонаты, связанные с культом чудес в католицизме. Особой областью религиозного опыта в христианстве стало представление о явлениях человеку высших сил: Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых. Визионерство как один из способов познания воли Бога было важной составляющей католического мировоззрения. Наиболее интересными предметами этого раздела являются экспонируемые впервые латунные настольная лампа и часы со скульптурной композицией «Видение Девы Марии Лурдской Бернадетте Субиру» (Франция, первая треть ХХ век).

19 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.