В Музее истории религии выставлены «Чудеса и чудотворцы» иудеев и христиан

В преддверии новогодних и рождественских праздников в Атриуме Государственного музея истории религии (Почтамтская улица, 14) открывается выставка «Чудеса и чудотворцы». Она будет работать до 11 февраля будущего года.

Музей истории религии

На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов музея, повествующих о феномене чуда в иудейско-христианской традиции и связанных с ним событиях и людях. Одним из персонажей выставки является почитаемый среди христиан всего мира в качестве чудотворца святой Николай, день памяти которого в Русской православной церкви приходится на 19 декабря.

Чудо – одно из самых загадочных и интригующих событий. Ожидание чуда или чудесного стечения обстоятельств в разной степени свойственно как для людей верующих в божественное провидение, так и для убежденных материалистов. С точки зрения последних, чудо – это явление или событие, которое невозможно объяснить с помощью установленных наукой законов природы. Для человека религиозного, чудо – есть действие в материальном мире надприродных, божественных или иных сверхъестественных сил. Наиболее емко выразил разницу между этими двумя мировоззрениями известный физик Альберт Эйнштейн. Он говорил: «Есть два способа прожить жизнь: первый – как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса».

Учение о чуде занимает важное место в христианском вероучении. Так же, как в иудаизме и исламе, оно воспринимается как проявление и свидетельство всемогущества и истины единого Бога. Исходя из догмата о том, что Бог есть творец и промыслитель мира, создатель законов природы и человеческого бытия, чудеса для христианина предстают как проявление божественной воли через изменение естественных законов, самим же Богом установленных. Книги христианского Священного Писания пестрят описанием чудес. Однако в отличие от ветхозаветного Бога иудеев, который посредством чуда в трудные исторические моменты спасает избранный им еврейский народ, новозаветные чудеса Иисуса Христа и его учеников, как верят христиане, должны были открыть дорогу к спасению каждому человеку не зависимо от его национальной и сословной принадлежности.

Выставка состоит из трех основных разделов. Предметы первого раздела иллюстрируют повествование о чудесах в Ветхом и Новом Завете. Самым ярким экспонатом этого раздела является впервые экспонируемый Рождественский вертеп парижской фабрики Шарля Пилле, изготовленный на рубеже XIX-ХХ веков и привезенный в Санкт-Петербург для одного из храмов. Вертеп представляет фигуры младенца Христа в яслях, Марии и Иосифа, а также немых свидетелей рождественского чуда – вола и осла. В этом же разделе выставки привлечет внимание посетителей впервые экспонируемый список неизвестного художника со Святого Лика из церкви Сан Сильвестро ин Капите в Риме (Италия, XVII век, холст, масло), считающегося самым ранним списком с Нерукотворного образа Христа, по преданию, переданного самим Иисусом эдесскому царю Абгару V.

Второй раздел выставки посвящен чудесам и чудотворцам, почитаемым в православной традиции. Почитание чудотворных икон – важнейшая особенность православного культа. Признание возможности чудес, происходящих от икон, засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе Христианской Церкви (787 год). Сказания о чудотворных иконах издревле были наиболее популярным литературным жанром, широко распространенным среди всех социальных слоев населения православной Руси. Согласно преданиям чудотворные иконы играли важную роль в жизни страны и людей на протяжении всей истории Русского государства. Они влияли на ход исторических событий, через них провозглашалась воля Всевышнего для правителей, иноков и мирян. Особое место в этом разделе занимают иконы святого Николая Чудотворца. На выставке также впервые выставляется икона «Успение Божьей Матери» Киево-Печерской лавры с клеймами, на которых изображены сюжеты из Киево-Печерского Патерика.

Третий раздел выставки охватывает экспонаты, связанные с культом чудес в католицизме. Особой областью религиозного опыта в христианстве стало представление о явлениях человеку высших сил: Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых. Визионерство как один из способов познания воли Бога было важной составляющей католического мировоззрения. Наиболее интересными предметами этого раздела являются экспонируемые впервые латунные настольная лампа и часы со скульптурной композицией «Видение Девы Марии Лурдской Бернадетте Субиру» (Франция, первая треть ХХ век).

19 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.