В Музее истории религии выставлены «Чудеса и чудотворцы» иудеев и христиан

В преддверии новогодних и рождественских праздников в Атриуме Государственного музея истории религии (Почтамтская улица, 14) открывается выставка «Чудеса и чудотворцы». Она будет работать до 11 февраля будущего года.

Музей истории религии

На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов музея, повествующих о феномене чуда в иудейско-христианской традиции и связанных с ним событиях и людях. Одним из персонажей выставки является почитаемый среди христиан всего мира в качестве чудотворца святой Николай, день памяти которого в Русской православной церкви приходится на 19 декабря.

Чудо – одно из самых загадочных и интригующих событий. Ожидание чуда или чудесного стечения обстоятельств в разной степени свойственно как для людей верующих в божественное провидение, так и для убежденных материалистов. С точки зрения последних, чудо – это явление или событие, которое невозможно объяснить с помощью установленных наукой законов природы. Для человека религиозного, чудо – есть действие в материальном мире надприродных, божественных или иных сверхъестественных сил. Наиболее емко выразил разницу между этими двумя мировоззрениями известный физик Альберт Эйнштейн. Он говорил: «Есть два способа прожить жизнь: первый – как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса».

Учение о чуде занимает важное место в христианском вероучении. Так же, как в иудаизме и исламе, оно воспринимается как проявление и свидетельство всемогущества и истины единого Бога. Исходя из догмата о том, что Бог есть творец и промыслитель мира, создатель законов природы и человеческого бытия, чудеса для христианина предстают как проявление божественной воли через изменение естественных законов, самим же Богом установленных. Книги христианского Священного Писания пестрят описанием чудес. Однако в отличие от ветхозаветного Бога иудеев, который посредством чуда в трудные исторические моменты спасает избранный им еврейский народ, новозаветные чудеса Иисуса Христа и его учеников, как верят христиане, должны были открыть дорогу к спасению каждому человеку не зависимо от его национальной и сословной принадлежности.

Выставка состоит из трех основных разделов. Предметы первого раздела иллюстрируют повествование о чудесах в Ветхом и Новом Завете. Самым ярким экспонатом этого раздела является впервые экспонируемый Рождественский вертеп парижской фабрики Шарля Пилле, изготовленный на рубеже XIX-ХХ веков и привезенный в Санкт-Петербург для одного из храмов. Вертеп представляет фигуры младенца Христа в яслях, Марии и Иосифа, а также немых свидетелей рождественского чуда – вола и осла. В этом же разделе выставки привлечет внимание посетителей впервые экспонируемый список неизвестного художника со Святого Лика из церкви Сан Сильвестро ин Капите в Риме (Италия, XVII век, холст, масло), считающегося самым ранним списком с Нерукотворного образа Христа, по преданию, переданного самим Иисусом эдесскому царю Абгару V.

Второй раздел выставки посвящен чудесам и чудотворцам, почитаемым в православной традиции. Почитание чудотворных икон – важнейшая особенность православного культа. Признание возможности чудес, происходящих от икон, засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе Христианской Церкви (787 год). Сказания о чудотворных иконах издревле были наиболее популярным литературным жанром, широко распространенным среди всех социальных слоев населения православной Руси. Согласно преданиям чудотворные иконы играли важную роль в жизни страны и людей на протяжении всей истории Русского государства. Они влияли на ход исторических событий, через них провозглашалась воля Всевышнего для правителей, иноков и мирян. Особое место в этом разделе занимают иконы святого Николая Чудотворца. На выставке также впервые выставляется икона «Успение Божьей Матери» Киево-Печерской лавры с клеймами, на которых изображены сюжеты из Киево-Печерского Патерика.

Третий раздел выставки охватывает экспонаты, связанные с культом чудес в католицизме. Особой областью религиозного опыта в христианстве стало представление о явлениях человеку высших сил: Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых. Визионерство как один из способов познания воли Бога было важной составляющей католического мировоззрения. Наиболее интересными предметами этого раздела являются экспонируемые впервые латунные настольная лампа и часы со скульптурной композицией «Видение Девы Марии Лурдской Бернадетте Субиру» (Франция, первая треть ХХ век).

19 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.