В Музее истории религии выставлены «Чудеса и чудотворцы» иудеев и христиан

В преддверии новогодних и рождественских праздников в Атриуме Государственного музея истории религии (Почтамтская улица, 14) открывается выставка «Чудеса и чудотворцы». Она будет работать до 11 февраля будущего года.

Музей истории религии

На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов музея, повествующих о феномене чуда в иудейско-христианской традиции и связанных с ним событиях и людях. Одним из персонажей выставки является почитаемый среди христиан всего мира в качестве чудотворца святой Николай, день памяти которого в Русской православной церкви приходится на 19 декабря.

Чудо – одно из самых загадочных и интригующих событий. Ожидание чуда или чудесного стечения обстоятельств в разной степени свойственно как для людей верующих в божественное провидение, так и для убежденных материалистов. С точки зрения последних, чудо – это явление или событие, которое невозможно объяснить с помощью установленных наукой законов природы. Для человека религиозного, чудо – есть действие в материальном мире надприродных, божественных или иных сверхъестественных сил. Наиболее емко выразил разницу между этими двумя мировоззрениями известный физик Альберт Эйнштейн. Он говорил: «Есть два способа прожить жизнь: первый – как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса».

Учение о чуде занимает важное место в христианском вероучении. Так же, как в иудаизме и исламе, оно воспринимается как проявление и свидетельство всемогущества и истины единого Бога. Исходя из догмата о том, что Бог есть творец и промыслитель мира, создатель законов природы и человеческого бытия, чудеса для христианина предстают как проявление божественной воли через изменение естественных законов, самим же Богом установленных. Книги христианского Священного Писания пестрят описанием чудес. Однако в отличие от ветхозаветного Бога иудеев, который посредством чуда в трудные исторические моменты спасает избранный им еврейский народ, новозаветные чудеса Иисуса Христа и его учеников, как верят христиане, должны были открыть дорогу к спасению каждому человеку не зависимо от его национальной и сословной принадлежности.

Выставка состоит из трех основных разделов. Предметы первого раздела иллюстрируют повествование о чудесах в Ветхом и Новом Завете. Самым ярким экспонатом этого раздела является впервые экспонируемый Рождественский вертеп парижской фабрики Шарля Пилле, изготовленный на рубеже XIX-ХХ веков и привезенный в Санкт-Петербург для одного из храмов. Вертеп представляет фигуры младенца Христа в яслях, Марии и Иосифа, а также немых свидетелей рождественского чуда – вола и осла. В этом же разделе выставки привлечет внимание посетителей впервые экспонируемый список неизвестного художника со Святого Лика из церкви Сан Сильвестро ин Капите в Риме (Италия, XVII век, холст, масло), считающегося самым ранним списком с Нерукотворного образа Христа, по преданию, переданного самим Иисусом эдесскому царю Абгару V.

Второй раздел выставки посвящен чудесам и чудотворцам, почитаемым в православной традиции. Почитание чудотворных икон – важнейшая особенность православного культа. Признание возможности чудес, происходящих от икон, засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе Христианской Церкви (787 год). Сказания о чудотворных иконах издревле были наиболее популярным литературным жанром, широко распространенным среди всех социальных слоев населения православной Руси. Согласно преданиям чудотворные иконы играли важную роль в жизни страны и людей на протяжении всей истории Русского государства. Они влияли на ход исторических событий, через них провозглашалась воля Всевышнего для правителей, иноков и мирян. Особое место в этом разделе занимают иконы святого Николая Чудотворца. На выставке также впервые выставляется икона «Успение Божьей Матери» Киево-Печерской лавры с клеймами, на которых изображены сюжеты из Киево-Печерского Патерика.

Третий раздел выставки охватывает экспонаты, связанные с культом чудес в католицизме. Особой областью религиозного опыта в христианстве стало представление о явлениях человеку высших сил: Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых. Визионерство как один из способов познания воли Бога было важной составляющей католического мировоззрения. Наиболее интересными предметами этого раздела являются экспонируемые впервые латунные настольная лампа и часы со скульптурной композицией «Видение Девы Марии Лурдской Бернадетте Субиру» (Франция, первая треть ХХ век).

19 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.