В Музее истории религии выставлены «Чудеса и чудотворцы» иудеев и христиан

В преддверии новогодних и рождественских праздников в Атриуме Государственного музея истории религии (Почтамтская улица, 14) открывается выставка «Чудеса и чудотворцы». Она будет работать до 11 февраля будущего года.

Музей истории религии

На выставке представлено более 150 экспонатов из фондов музея, повествующих о феномене чуда в иудейско-христианской традиции и связанных с ним событиях и людях. Одним из персонажей выставки является почитаемый среди христиан всего мира в качестве чудотворца святой Николай, день памяти которого в Русской православной церкви приходится на 19 декабря.

Чудо – одно из самых загадочных и интригующих событий. Ожидание чуда или чудесного стечения обстоятельств в разной степени свойственно как для людей верующих в божественное провидение, так и для убежденных материалистов. С точки зрения последних, чудо – это явление или событие, которое невозможно объяснить с помощью установленных наукой законов природы. Для человека религиозного, чудо – есть действие в материальном мире надприродных, божественных или иных сверхъестественных сил. Наиболее емко выразил разницу между этими двумя мировоззрениями известный физик Альберт Эйнштейн. Он говорил: «Есть два способа прожить жизнь: первый – как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса».

Учение о чуде занимает важное место в христианском вероучении. Так же, как в иудаизме и исламе, оно воспринимается как проявление и свидетельство всемогущества и истины единого Бога. Исходя из догмата о том, что Бог есть творец и промыслитель мира, создатель законов природы и человеческого бытия, чудеса для христианина предстают как проявление божественной воли через изменение естественных законов, самим же Богом установленных. Книги христианского Священного Писания пестрят описанием чудес. Однако в отличие от ветхозаветного Бога иудеев, который посредством чуда в трудные исторические моменты спасает избранный им еврейский народ, новозаветные чудеса Иисуса Христа и его учеников, как верят христиане, должны были открыть дорогу к спасению каждому человеку не зависимо от его национальной и сословной принадлежности.

Выставка состоит из трех основных разделов. Предметы первого раздела иллюстрируют повествование о чудесах в Ветхом и Новом Завете. Самым ярким экспонатом этого раздела является впервые экспонируемый Рождественский вертеп парижской фабрики Шарля Пилле, изготовленный на рубеже XIX-ХХ веков и привезенный в Санкт-Петербург для одного из храмов. Вертеп представляет фигуры младенца Христа в яслях, Марии и Иосифа, а также немых свидетелей рождественского чуда – вола и осла. В этом же разделе выставки привлечет внимание посетителей впервые экспонируемый список неизвестного художника со Святого Лика из церкви Сан Сильвестро ин Капите в Риме (Италия, XVII век, холст, масло), считающегося самым ранним списком с Нерукотворного образа Христа, по преданию, переданного самим Иисусом эдесскому царю Абгару V.

Второй раздел выставки посвящен чудесам и чудотворцам, почитаемым в православной традиции. Почитание чудотворных икон – важнейшая особенность православного культа. Признание возможности чудес, происходящих от икон, засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе Христианской Церкви (787 год). Сказания о чудотворных иконах издревле были наиболее популярным литературным жанром, широко распространенным среди всех социальных слоев населения православной Руси. Согласно преданиям чудотворные иконы играли важную роль в жизни страны и людей на протяжении всей истории Русского государства. Они влияли на ход исторических событий, через них провозглашалась воля Всевышнего для правителей, иноков и мирян. Особое место в этом разделе занимают иконы святого Николая Чудотворца. На выставке также впервые выставляется икона «Успение Божьей Матери» Киево-Печерской лавры с клеймами, на которых изображены сюжеты из Киево-Печерского Патерика.

Третий раздел выставки охватывает экспонаты, связанные с культом чудес в католицизме. Особой областью религиозного опыта в христианстве стало представление о явлениях человеку высших сил: Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых. Визионерство как один из способов познания воли Бога было важной составляющей католического мировоззрения. Наиболее интересными предметами этого раздела являются экспонируемые впервые латунные настольная лампа и часы со скульптурной композицией «Видение Девы Марии Лурдской Бернадетте Субиру» (Франция, первая треть ХХ век).

19 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.