В Музее музыки до лета открыта выставка, посвященная усадьбам графов Шереметевых

До 17 июня 2018 года в Шереметевском дворце – Музее музыки (набережная Фонтанки, 34) открыта выставка «Усадьбы графов Шереметевых: история в фотографиях из собрания Музея-усадьбы "Останкино"».

Выставка в Шереметевском дворце

Шереметевский дворец – уникальный образец дворянской усадьбы в самом сердце Санкт-Петербурга. Не случайно именно в этом музее открыта фотовыставка, посвященная загородным усадьбам графов Шереметевых.

Шереметевское состояние представляло собой огромную земельную площадь, разбросанную по всей русской равнине. В фотографической коллекции музея-усадьбы «Останкино» сохранились образы десяти усадеб из этого богатства: Молодой Туд, Борисовка, Кусково, Останкино, Серебряные пруды, Баланда, Ульянка, Михайловское, Остафьево, Гавронцы. Все усадьбы имели свое неповторимое лицо, свое «высшее» назначение. Какие-то из них ныне стали музеями, какие-то исчезли с лица земли. Но остались фотографии рубежа XIX-XX веков, которые помогут нам окунуться в усадебную жизнь семьи графов Шереметевых, историю известного рода и ушедшую культуру нашей страны.

Выставка в Шереметевском дворце

В культуре России усадьба занимает громадное место, а с 1860-х годов XIX столетия обретает особое, музейное значение. Это время для усадебной культуры было очень непростым. Отмена крепостного права и капитализация села подорвали основу существования русской усадьбы, что привело к разорению многих дворянских гнезд. Ушли в прошлое пышные приемы гостей, роскошные празднества и театральные затеи, жизнь в усадьбе приобрела более скромный характер. Но усадьба не умирает: ее стрежнем становится интеллектуальная среда, создаваемая собиравшимися там людьми. Многие владельцы начинают осознавать архитектурную ценность своих усадеб и собранных в них коллекций предметов искусства, сознательно создают на их базе музеи. На это время пришлось осознание усадьбы как семейной реликвии, «родового гнезда», которое надо сохранить. «То чувство к родине, которое унаследовано от родителей и дедов, в частности в привязанностях к семье, сосредоточивается в том заветном гнезде, где протекала наша жизнь, где настоящее сливается с прошлым и освещает будущее», – писал об усадьбах в своем очерке «Михайловское» граф Сергей Дмитриевич Шереметев в 1906 году.

Выставка в Шереметевском дворце

На выставке посетители увидят величественные парадные интерьеры вскоре после приема императорской семьи в 1856 году в усадьбе Останкино графа Шереметева и почти дачную жизнь в усадьбе Гавронцы в 1904 году; виды уникального дворцово-паркового комплекса XVIII века в Кусково и первый в истории музей А. С. Пушкина в Остафьево, открытый Шереметевым в 1899 году; усадьбу Ульянка, ставшую репетиционной базой для духового и симфонического оркестров, и первое в семейном владении Шереметевых село Большой Туд, все доходы с которого направлялись на содержание странноприимного дома Шереметевых в Москве.

Выставка в Шереметевском дворце

Прошло 100 лет со времени трагических революционных событий, после которых, казалось, русские усадьбы, их владельцы, и все, что было с ними связано, ушли в небытие. И все же, несмотря на огромные потери, интерес к усадьбам и их обитателям в нашем обществе велик. Об этом говорит нескончаемый поток людей, осаждающих отреставрированные усадьбы, которым посчастливилось стать музеями, и вереница посетителей усадебных развалин, на которые махнули рукой власти, но не энтузиасты-любители отечественной истории.

Выставка в Шереметевском дворце

11 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.