В Филармонии — мировая премьера «Страстей по русской революции 1917 года»

В понедельник, 11 декабря (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится мировая премьера нового сочинения композитора Виктора Плешака «Страсти по русской революции 1917 года».

Виктор Плешак

Это произведение будут исполнить Государственный академический русский оркестр имени Андреева и Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории, а также Елизавета Панченко (орган) и Сергей Новожилов (чтец).

«Страсти по русской революции 1917 года» посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории. По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею Плешака «Русский миръ», в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях «Русского мира» Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов.

Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь все музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Оркестр имени Андреева

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдает пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений Владимира Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика Сергея Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» Александра Блока («трагического тенора эпохи», по словам Анны Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика Марины Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана сопрано.

Виктор Плешак

Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что «Страсти» родились в Санкт-Петербурге — колыбели революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра — коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.

10 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.