В Филармонии — мировая премьера «Страстей по русской революции 1917 года»

В понедельник, 11 декабря (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится мировая премьера нового сочинения композитора Виктора Плешака «Страсти по русской революции 1917 года».

Виктор Плешак

Это произведение будут исполнить Государственный академический русский оркестр имени Андреева и Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории, а также Елизавета Панченко (орган) и Сергей Новожилов (чтец).

«Страсти по русской революции 1917 года» посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории. По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею Плешака «Русский миръ», в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях «Русского мира» Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов.

Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь все музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Оркестр имени Андреева

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдает пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений Владимира Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика Сергея Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» Александра Блока («трагического тенора эпохи», по словам Анны Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика Марины Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана сопрано.

Виктор Плешак

Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что «Страсти» родились в Санкт-Петербурге — колыбели революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра — коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.

10 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.