В Филармонии — мировая премьера «Страстей по русской революции 1917 года»

В понедельник, 11 декабря (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится мировая премьера нового сочинения композитора Виктора Плешака «Страсти по русской революции 1917 года».

Виктор Плешак

Это произведение будут исполнить Государственный академический русский оркестр имени Андреева и Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории, а также Елизавета Панченко (орган) и Сергей Новожилов (чтец).

«Страсти по русской революции 1917 года» посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории. По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею Плешака «Русский миръ», в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях «Русского мира» Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов.

Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь все музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Оркестр имени Андреева

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдает пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений Владимира Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика Сергея Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» Александра Блока («трагического тенора эпохи», по словам Анны Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика Марины Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана сопрано.

Виктор Плешак

Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что «Страсти» родились в Санкт-Петербурге — колыбели революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра — коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.

10 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.