Коллекция Музея-заповедника «Царское Село» пополнилась восемью куклами

Музей-заповедник «Царское Село» приобрел на парижском аукционе Drouot редкий ансамбль из восьми кукол в традиционных русских и украинских костюмах. Научные сотрудники предполагают, что куклы были созданы по случаю официального визита во Францию в 1896 году императора Николая II. Его в поездке сопровождали супруга Александра Федоровна с великой княжной Ольгой, которой было меньше года.

куклы Царского Села

На этих же торгах музей-заповедник приобрел еще один лот — пару кукол, юношу и девушку в русских народных костюмах, тоже созданных в честь первого официального визита российского императора во Францию.

«В семье Николая II в детях воспитывалось уважение к русской истории, интерес к народной жизни. В связи с этим вполне естественно, что среди игрушек царских детей было много изделий русских народных промыслов. В центре игрушечных ремесел, в Сергиевом Посаде, в начале XX века продолжали традицию, уходящую в далекую старину, — изготовления серий «этнографических» кукол, одетых в колоритные национальные одежды со скрупулезным воспроизведением тканей и деталей орнаментики. Среди игрушек великих княжон на Детской половине Александровского дворца имелось множество кукол в национальных русских костюмах. Для великих княжон в детстве наряду с чтением народных сказок, мифов, легенд игра с такими куклами была одним из реальных способов приобщения к самобытному миру народов своей страны. Однако, куклы, приобретенные в Париже, – иного происхождения. Это сувениры, появившиеся в знак приезда коронованного гостя и крепнущего русско-французского альянса. В их числе была и «Кукла Ольга» (Poupée Olga), которую несколько лет назад музей также приобрел в свою коллекцию, – рассказала хранитель фонда «Быт» Елена Калугина.

куклы Царского Села

Из царской коллекции игрушек, находившихся Александровском дворце, сохранилось несколько кукол в старинных русских костюмах, а также «украинка», «осетинка», «армянка», «татарка», находящихся в настоящее время в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Куклы в русских народных костюмах, приобретенные на парижском аукционе, украсят царскосельское собрание. Они будут представлены на экспозиции Александровского дворца после его реставрации, а также могут экспонироваться на временных выставках, посвященных теме детства, жизни и быту царской семьи, а также зарубежным путешествиям семьи последнего российского императора.

5 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».