В Институте истории искусств состоится единственный показ оперы «Цефал и Прокрис»

В Белом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская площадь, 5) в воскресенье, 3 декабря (15:00), состоится единственный показ оперы «Цефал и Покрис» 1755 года. Музыку написал Францеска Арайя, а либретто — Александр Сумароков.

Цефал и Прокрис

Спектакль-реконструкция первой русской оперы был создан музыкальными, драматическими, танцевальными силами петербургского фестиваля EarlyMusi в 2016 году.

Московская премьера постановки состоится на Новой сцене Большого театра 8 и 10 октября. В преддверии московских гастролей в Санкт-Петербурге пройдет единственный показ оперы «Цефал и Прокрис». Это — полноформатный спектакль в том виде, в каком его встретят в Большом театре: с барочным оркестром и великолепными солистами, с аутентичной фонетикой и сценическим движением XVIII столетия, с балетом, костюмами и гримом, без декораций.

Цефал и Прокрис

Декорацией станет уникальный Белый зал Российского института истории искусств. Объемное, многосложное пространство в неоклассическом стиле с блестящей акустикой почти неизвестно петербуржцам. Спектакль станет открытием эффектной концертной площадки для широкой публики.

В особняке графа Зубова, отданного институту еще в 1912 году, работал Всеволод Прокофьев, один из первых исследователей русской музыки XVIII столетия и наследия Франческо Арайи: его памяти посвящается исполнение «Цефала и Прокрис». В Белом зале долгие годы хранилась крупнейшая в России коллекция музыкальных инструментов, жемчужинами которой являются барочные флейты, виолы да гамба, скрипка Страдивари и другие драгоценности.

Цефал и Прокрис

В начале 1990-х годов в Белом зале, среди старых роялей, клавесинов и еще работавших органов-позитивов, регулярно проводились концерты старинной музыки и полусценические постановки ранних опер (например, проекты ансамбля Ave Rosa под руководством Анны Митрофановой).

Первая русская опера «Цефал и Прокрис» посвящена вмешательству богов в жизнь простых смертных, однако юные влюбленные – отнюдь не герои. Аврора, воспылавшая страстью к княжескому сыну Цефалу, отвращает его взор от любимой, царской дочери Прокрис. Маг и чародей Тестор заставляет Прокрис склониться к царю критскому Миносу. Но все напрасно: влюбленные не в силах забыть друг друга, и Прокрис погибает с именем Цефала на устах.

Цефал и Прокрис

Александр Сумароков не просто переложил на русский язык либретто, весьма популярное в Европе XVII-XVIII веков, но очистил историю Овидия от излишних подробностей и возвел ее в манифест галантного века: ни власть, ни богатство, ни взаимная любовь, молодость и красота – то, к чему стремится весь мир, — не могут спасти человека от погибели, укрыть от людской зависти и злобы, от ударов злого рока.

Художественный руководитель постановки – Андрей Решетин, постановщик — Данила Ведерников, балетмейстер – Клаус Абромайт (Германия), костюмы – Лариса Погорецкая, директор постановки, автор музыки утраченных речитативов – Андрей Пенюгин.

Цефал и Прокрис

Солисты: Елизавета Свешникова — Цефал, Юлия Хотай – Прокрис, Варвара Турова — Аврора, Юлия Корпачева — Минос, Жанна Афанасьева — Тестор, Вера Чеканова — Ерихтей, Вероника Сиротина — Минерва, афинянка, Виталий Соболев, Илья Мазуров, Сергей Шувалов — афиняне.

В спектакле принимает участие ансамбль «Солисты Екатерины Великой»: Андрей Решетин — скрипка, художественный руководитель, Андрей Пенюгин, Сергей Фильченко, Мария Крестинская, Светлана Рамазанова – скрипки, Марина Куперман — альт, Анна Бурцева — виолончель, Григорий Воскобойник — контрабас, Ирина Шнеерова — клавесин.

Кроме того, в опере задействована труппа «Барочный балет Анджолини»: Клаус Абромайт — художественный руководитель, Константин Чувашев, Полина Артемьева, Екатерина Барашева, Камиль Нурлыгаянов, Ксения Дзюба, Валерий Терновой.

2 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

Motorpsycho

Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.

Андрей Шишкин

Андрей Шишкин: Стремлюсь к тому, чтобы в театре всегда был дирижер мирового уровня

В рамках больших гастролей в Санкт-Петербурге с оперой «Сатьяграха» Филипа Гласса выступил Екатеринбургский театр оперы и балета. Эта опера, обращающаяся к такой великой фигуре, как Махатма Ганди, идет на санскрите, а написана одним из величайших композиторов ХХ века. Безусловно, она стала событием в культурной жизни России.

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».