В Институте истории искусств состоится единственный показ оперы «Цефал и Прокрис»

В Белом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская площадь, 5) в воскресенье, 3 декабря (15:00), состоится единственный показ оперы «Цефал и Покрис» 1755 года. Музыку написал Францеска Арайя, а либретто — Александр Сумароков.

Цефал и Прокрис

Спектакль-реконструкция первой русской оперы был создан музыкальными, драматическими, танцевальными силами петербургского фестиваля EarlyMusi в 2016 году.

Московская премьера постановки состоится на Новой сцене Большого театра 8 и 10 октября. В преддверии московских гастролей в Санкт-Петербурге пройдет единственный показ оперы «Цефал и Прокрис». Это — полноформатный спектакль в том виде, в каком его встретят в Большом театре: с барочным оркестром и великолепными солистами, с аутентичной фонетикой и сценическим движением XVIII столетия, с балетом, костюмами и гримом, без декораций.

Цефал и Прокрис

Декорацией станет уникальный Белый зал Российского института истории искусств. Объемное, многосложное пространство в неоклассическом стиле с блестящей акустикой почти неизвестно петербуржцам. Спектакль станет открытием эффектной концертной площадки для широкой публики.

В особняке графа Зубова, отданного институту еще в 1912 году, работал Всеволод Прокофьев, один из первых исследователей русской музыки XVIII столетия и наследия Франческо Арайи: его памяти посвящается исполнение «Цефала и Прокрис». В Белом зале долгие годы хранилась крупнейшая в России коллекция музыкальных инструментов, жемчужинами которой являются барочные флейты, виолы да гамба, скрипка Страдивари и другие драгоценности.

Цефал и Прокрис

В начале 1990-х годов в Белом зале, среди старых роялей, клавесинов и еще работавших органов-позитивов, регулярно проводились концерты старинной музыки и полусценические постановки ранних опер (например, проекты ансамбля Ave Rosa под руководством Анны Митрофановой).

Первая русская опера «Цефал и Прокрис» посвящена вмешательству богов в жизнь простых смертных, однако юные влюбленные – отнюдь не герои. Аврора, воспылавшая страстью к княжескому сыну Цефалу, отвращает его взор от любимой, царской дочери Прокрис. Маг и чародей Тестор заставляет Прокрис склониться к царю критскому Миносу. Но все напрасно: влюбленные не в силах забыть друг друга, и Прокрис погибает с именем Цефала на устах.

Цефал и Прокрис

Александр Сумароков не просто переложил на русский язык либретто, весьма популярное в Европе XVII-XVIII веков, но очистил историю Овидия от излишних подробностей и возвел ее в манифест галантного века: ни власть, ни богатство, ни взаимная любовь, молодость и красота – то, к чему стремится весь мир, — не могут спасти человека от погибели, укрыть от людской зависти и злобы, от ударов злого рока.

Художественный руководитель постановки – Андрей Решетин, постановщик — Данила Ведерников, балетмейстер – Клаус Абромайт (Германия), костюмы – Лариса Погорецкая, директор постановки, автор музыки утраченных речитативов – Андрей Пенюгин.

Цефал и Прокрис

Солисты: Елизавета Свешникова — Цефал, Юлия Хотай – Прокрис, Варвара Турова — Аврора, Юлия Корпачева — Минос, Жанна Афанасьева — Тестор, Вера Чеканова — Ерихтей, Вероника Сиротина — Минерва, афинянка, Виталий Соболев, Илья Мазуров, Сергей Шувалов — афиняне.

В спектакле принимает участие ансамбль «Солисты Екатерины Великой»: Андрей Решетин — скрипка, художественный руководитель, Андрей Пенюгин, Сергей Фильченко, Мария Крестинская, Светлана Рамазанова – скрипки, Марина Куперман — альт, Анна Бурцева — виолончель, Григорий Воскобойник — контрабас, Ирина Шнеерова — клавесин.

Кроме того, в опере задействована труппа «Барочный балет Анджолини»: Клаус Абромайт — художественный руководитель, Константин Чувашев, Полина Артемьева, Екатерина Барашева, Камиль Нурлыгаянов, Ксения Дзюба, Валерий Терновой.

2 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

В филармонии выступит кричащий дирижер из Финляндии

В БДТ начинаются гастроли Гоголь-центра

В клубе-фестивале «Морзе» пройдет встреча с кинорежиссером Андреем Звягинцевым

Театр «Мастерская» в День святого Валентина покажет «Анну Каренину»

Ресторанный критик сравнит на Квартирнике высокую кухню с искусством

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о царе-миротворце, после которого наступила пора войн и революций

На творческой встрече с Григорием Козловым гости отпразднуют сразу два юбилея

Стилист Надежда Корнева расскажет на «Модной среде» о синем цвете

В Петербурге исполнят вокальный цикл, написанный на стихи женщин-поэтов

Театр ТРУ представит текстоцентричный балет пограничных состояний

В арт-пространстве mArs открывается выставка Александра Гущина «Продолжение путешествия»

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике, почему реформы Александра II привели к трагедии

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.