В Институте истории искусств состоится единственный показ оперы «Цефал и Прокрис»

В Белом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская площадь, 5) в воскресенье, 3 декабря (15:00), состоится единственный показ оперы «Цефал и Покрис» 1755 года. Музыку написал Францеска Арайя, а либретто — Александр Сумароков.

Цефал и Прокрис

Спектакль-реконструкция первой русской оперы был создан музыкальными, драматическими, танцевальными силами петербургского фестиваля EarlyMusi в 2016 году.

Московская премьера постановки состоится на Новой сцене Большого театра 8 и 10 октября. В преддверии московских гастролей в Санкт-Петербурге пройдет единственный показ оперы «Цефал и Прокрис». Это — полноформатный спектакль в том виде, в каком его встретят в Большом театре: с барочным оркестром и великолепными солистами, с аутентичной фонетикой и сценическим движением XVIII столетия, с балетом, костюмами и гримом, без декораций.

Цефал и Прокрис

Декорацией станет уникальный Белый зал Российского института истории искусств. Объемное, многосложное пространство в неоклассическом стиле с блестящей акустикой почти неизвестно петербуржцам. Спектакль станет открытием эффектной концертной площадки для широкой публики.

В особняке графа Зубова, отданного институту еще в 1912 году, работал Всеволод Прокофьев, один из первых исследователей русской музыки XVIII столетия и наследия Франческо Арайи: его памяти посвящается исполнение «Цефала и Прокрис». В Белом зале долгие годы хранилась крупнейшая в России коллекция музыкальных инструментов, жемчужинами которой являются барочные флейты, виолы да гамба, скрипка Страдивари и другие драгоценности.

Цефал и Прокрис

В начале 1990-х годов в Белом зале, среди старых роялей, клавесинов и еще работавших органов-позитивов, регулярно проводились концерты старинной музыки и полусценические постановки ранних опер (например, проекты ансамбля Ave Rosa под руководством Анны Митрофановой).

Первая русская опера «Цефал и Прокрис» посвящена вмешательству богов в жизнь простых смертных, однако юные влюбленные – отнюдь не герои. Аврора, воспылавшая страстью к княжескому сыну Цефалу, отвращает его взор от любимой, царской дочери Прокрис. Маг и чародей Тестор заставляет Прокрис склониться к царю критскому Миносу. Но все напрасно: влюбленные не в силах забыть друг друга, и Прокрис погибает с именем Цефала на устах.

Цефал и Прокрис

Александр Сумароков не просто переложил на русский язык либретто, весьма популярное в Европе XVII-XVIII веков, но очистил историю Овидия от излишних подробностей и возвел ее в манифест галантного века: ни власть, ни богатство, ни взаимная любовь, молодость и красота – то, к чему стремится весь мир, — не могут спасти человека от погибели, укрыть от людской зависти и злобы, от ударов злого рока.

Художественный руководитель постановки – Андрей Решетин, постановщик — Данила Ведерников, балетмейстер – Клаус Абромайт (Германия), костюмы – Лариса Погорецкая, директор постановки, автор музыки утраченных речитативов – Андрей Пенюгин.

Цефал и Прокрис

Солисты: Елизавета Свешникова — Цефал, Юлия Хотай – Прокрис, Варвара Турова — Аврора, Юлия Корпачева — Минос, Жанна Афанасьева — Тестор, Вера Чеканова — Ерихтей, Вероника Сиротина — Минерва, афинянка, Виталий Соболев, Илья Мазуров, Сергей Шувалов — афиняне.

В спектакле принимает участие ансамбль «Солисты Екатерины Великой»: Андрей Решетин — скрипка, художественный руководитель, Андрей Пенюгин, Сергей Фильченко, Мария Крестинская, Светлана Рамазанова – скрипки, Марина Куперман — альт, Анна Бурцева — виолончель, Григорий Воскобойник — контрабас, Ирина Шнеерова — клавесин.

Кроме того, в опере задействована труппа «Барочный балет Анджолини»: Клаус Абромайт — художественный руководитель, Константин Чувашев, Полина Артемьева, Екатерина Барашева, Камиль Нурлыгаянов, Ксения Дзюба, Валерий Терновой.

2 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

На Второй сцене Мариинки состоится премьера оперы для детей «Приключения Кинтаро»

Празднование 100-летия бывших императорских резиденций «Век музеев» получило фирменный стиль

Бесплатная выставка Светланы Цвиркуновой «В авангарде» завершится 2 марта

Борис Гребенщиков уверен, что рэп ему не страшен

В Екатеринбурге 17 февраля «Аквариум» сыграет новый альбом «Время N»

«Квартирник» с Дмитрием Травиным: Мифы путинской России

Театр «Действие» покажет сюрреалистическую историю «Жан и Беатрис»

Борис Гребенщиков запретил использовать свое имя и песни в фильме Серебренникова о Цое

Гребенщиков о деле «Гоголь центра»: Брать деньги у государства всегда опасно

Екатерина Мурашова: Родители сами устраивают подростковый кризис детей

Борис Гребенщиков представил в Петербурге новый альбом «Время N»

До 8 марта открыта бесплатная выставка Владимира Хахо «День за днем, год за годом»

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.