В Шереметевском дворце открылась выставка «Октябрем по театру»

В Шереметевском дворце (набережная Фонтанки, 34) открылась выставка «Октябрем по театру: 1917-1927», посвященная эстетической революции на театральной сцене, которая совершалась на протяжении первых десяти лет революции социальной.

Октябрем по театру

«Октябрем по театру» — под таким лозунгом Всеволод Мейерхольд проводил публичные диспуты в середине 1920-х годов. Программу «Театральный Октябрь» режиссер-новатор объявил, возглавив в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса: театр — это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от «устаревшего» психологизма, декораций и даже театральных стен. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали. Этому оптимистическому времени и посвящен проект Музея театрального и музыкального искусства.

Выставка из фондов Музея театрального и музыкального искусства демонстрирует работы современников, учеников, сподвижников и конкурентов Мейерхольда в Петроградских-Ленинградских театрах 1917–1927 годов. 10 лет революции в театре зафиксированы в фотографиях театрализованных площадных зрелищ, эскизах знаменитых художников-авангардистов, афишах, похожих на политические плакаты. В центре выставки – уникальный опыт музейной реконструкции синтетического представления «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!», поставленном к 10-летию Октябрьской революции в Малом оперном театре.

Десятилетие установления советского строя требовало повышенного театрального внимания. В Госкомиссии по проведению праздника родилась идея создания нового, синтетического театрального зрелища. Текст на октябрьскую тему был заказан пролетарским писателям Демьяну Бедному и Юрию Либединскому, певцу гражданской войны Исааку Бабелю и Владимиру Маяковскому. Самый востребованный советский поэт написал поэму «Хорошо!». 15 июня 1927 года в Музее Актеатров (ныне СПбГМТиМИ) на площади Островского Маяковский прочитал комиссии и широкой публике несколько глав поэмы, было решено поставить ее в Малом оперном театре. За два-три месяца была создана грандиозная постановка, включавшая оркестр, драматических, оперных и балетных артистов, хоры чтецов-декламаторов, пантомиму, массовку, новаторскую сценографию, 250 винтовок и несколько пулеметов. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года. «Двадцать пятое» выдержало 5 показов и навсегда сошло со сцены, получив убийственную критику в советских газетах. Но был ли этот спектакль провалом?

Редкий случай — в фондах Музея театрального и музыкального искусства сохранился целый комплекс материалов к этому представлению: режиссерский сценарий Николая Смолича с подробным описанием сцен, фотографии репетиций, а также почти полный комплект эскизов декораций работы Моисея Левина. Эти документы впервые объединены в целостном научно-экспозиционном пространстве. Описание «Двадцать пятого» звучит словно рецензия на сегодняшний авангардный спектакль: тут и отказ от традиционной драматургии, и прямое обращение к зрителю через громкоговорители, установленные в зрительном зале (не говоря о пальбе холостыми патронами из зала по сцене), попытка совместить кино (в виде фотопроекций) и объемные движущиеся декорации.

Здесь есть ироническая пантомима со сценами убийств Павла I и Петра III, пародия на «Евгения Онегина» Чайковского с деятелями Временного правительства Павлом Милюковым и Екатериной Кусковой в роли Няни и Татьяны, массовые танцы махновцев и кулаков… Бесценные экспонаты в подлинниках и в видеофильме, объединяющем их в связную картину, дают новое представление об одном из самых революционных (и дорогостоящих) опытов в области авангардного театра.

К «Двадцать пятому» вел большой путь. Выставка «Октябрем по театру» рассказывает о самых ярких революционных спектаклях на сценах Петрограда-Ленинграда, представив эскизы Григория Козинцева к «Женитьбе», поставленной в 1922 году Фабрикой эксцентрического актера, эскизы декораций Леонида Чупятова к балету В. М. Дешевова «Красный вихрь» (1924), эскизы декораций Владимира Щуко к опере А. В. Пащенко «Орлиный бунт» (1925), эскизы учеников Филонова Николая Евграфова и Артура Ляндсберга к «Ревизору» в Театре Дома печати (1927) и многие другие раритеты.

Фотографии массовых зрелищ и площадных действ первых лет революции дадут точку отсчета для театральных экспериментов: «Свержение самодержавия» (1919) и «Мистерия освобожденного труда» (1920) запечатлены Карлом Буллой, «Взятие Зимнего дворца» (1920) и уличный спектакль-пантомима «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега (1921) сохранились в анонимных снимках. Фотографии артистов в ролях пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья» (1927), сцены из опер «За красный Петроград» (1925) и «В борьбе за коммуну» на музыку «Тоски» Пуччини (1924), около 20 афиш и плакатов создадут необходимый – и неповторимый – контекст эпохи.

1 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.