В Шереметевском дворце открылась выставка «Октябрем по театру»

В Шереметевском дворце (набережная Фонтанки, 34) открылась выставка «Октябрем по театру: 1917-1927», посвященная эстетической революции на театральной сцене, которая совершалась на протяжении первых десяти лет революции социальной.

Октябрем по театру

«Октябрем по театру» — под таким лозунгом Всеволод Мейерхольд проводил публичные диспуты в середине 1920-х годов. Программу «Театральный Октябрь» режиссер-новатор объявил, возглавив в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса: театр — это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от «устаревшего» психологизма, декораций и даже театральных стен. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали. Этому оптимистическому времени и посвящен проект Музея театрального и музыкального искусства.

Выставка из фондов Музея театрального и музыкального искусства демонстрирует работы современников, учеников, сподвижников и конкурентов Мейерхольда в Петроградских-Ленинградских театрах 1917–1927 годов. 10 лет революции в театре зафиксированы в фотографиях театрализованных площадных зрелищ, эскизах знаменитых художников-авангардистов, афишах, похожих на политические плакаты. В центре выставки – уникальный опыт музейной реконструкции синтетического представления «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!», поставленном к 10-летию Октябрьской революции в Малом оперном театре.

Десятилетие установления советского строя требовало повышенного театрального внимания. В Госкомиссии по проведению праздника родилась идея создания нового, синтетического театрального зрелища. Текст на октябрьскую тему был заказан пролетарским писателям Демьяну Бедному и Юрию Либединскому, певцу гражданской войны Исааку Бабелю и Владимиру Маяковскому. Самый востребованный советский поэт написал поэму «Хорошо!». 15 июня 1927 года в Музее Актеатров (ныне СПбГМТиМИ) на площади Островского Маяковский прочитал комиссии и широкой публике несколько глав поэмы, было решено поставить ее в Малом оперном театре. За два-три месяца была создана грандиозная постановка, включавшая оркестр, драматических, оперных и балетных артистов, хоры чтецов-декламаторов, пантомиму, массовку, новаторскую сценографию, 250 винтовок и несколько пулеметов. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года. «Двадцать пятое» выдержало 5 показов и навсегда сошло со сцены, получив убийственную критику в советских газетах. Но был ли этот спектакль провалом?

Редкий случай — в фондах Музея театрального и музыкального искусства сохранился целый комплекс материалов к этому представлению: режиссерский сценарий Николая Смолича с подробным описанием сцен, фотографии репетиций, а также почти полный комплект эскизов декораций работы Моисея Левина. Эти документы впервые объединены в целостном научно-экспозиционном пространстве. Описание «Двадцать пятого» звучит словно рецензия на сегодняшний авангардный спектакль: тут и отказ от традиционной драматургии, и прямое обращение к зрителю через громкоговорители, установленные в зрительном зале (не говоря о пальбе холостыми патронами из зала по сцене), попытка совместить кино (в виде фотопроекций) и объемные движущиеся декорации.

Здесь есть ироническая пантомима со сценами убийств Павла I и Петра III, пародия на «Евгения Онегина» Чайковского с деятелями Временного правительства Павлом Милюковым и Екатериной Кусковой в роли Няни и Татьяны, массовые танцы махновцев и кулаков… Бесценные экспонаты в подлинниках и в видеофильме, объединяющем их в связную картину, дают новое представление об одном из самых революционных (и дорогостоящих) опытов в области авангардного театра.

К «Двадцать пятому» вел большой путь. Выставка «Октябрем по театру» рассказывает о самых ярких революционных спектаклях на сценах Петрограда-Ленинграда, представив эскизы Григория Козинцева к «Женитьбе», поставленной в 1922 году Фабрикой эксцентрического актера, эскизы декораций Леонида Чупятова к балету В. М. Дешевова «Красный вихрь» (1924), эскизы декораций Владимира Щуко к опере А. В. Пащенко «Орлиный бунт» (1925), эскизы учеников Филонова Николая Евграфова и Артура Ляндсберга к «Ревизору» в Театре Дома печати (1927) и многие другие раритеты.

Фотографии массовых зрелищ и площадных действ первых лет революции дадут точку отсчета для театральных экспериментов: «Свержение самодержавия» (1919) и «Мистерия освобожденного труда» (1920) запечатлены Карлом Буллой, «Взятие Зимнего дворца» (1920) и уличный спектакль-пантомима «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега (1921) сохранились в анонимных снимках. Фотографии артистов в ролях пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья» (1927), сцены из опер «За красный Петроград» (1925) и «В борьбе за коммуну» на музыку «Тоски» Пуччини (1924), около 20 афиш и плакатов создадут необходимый – и неповторимый – контекст эпохи.

1 декабря 2017 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.