В Русском музее открылась первая в России выставка Сьюзан Сворц

В Мраморном дворце Русского музея открылась первая в России персональная выставка современной американской художницы Сьюзан Сворц «Личный путь». На экспозиции представлены около 100 живописных произведений разных лет из зарубежных музеев, частных коллекций и собрания художника. Ранее выставка «Личный путь» с успехом прошла в Кобленце (Германия), Будапеште (Венгрия) и Зальцбурге (Австрия).

Русский музей, Мраморный дворец

В своем творчестве Сворц исследует возможности пейзажного жанра в абстрактной живописи, при этом следуя традициям, заложенным выдающимися немецкими художниками Каспаром Давидом Фридрихом и Герхардом Рихтером, а также группами американских художников-романтиков середины – второй половины XIX века «Школа реки Гудзон» и «Школа Скалистых гор».

Студии, где работает Сьюзан Сворц, находятся в непосредственной близости к природе. Зимняя студия в штате Юта расположена в горнолыжном районе, недалеко от города Парк-Сити, на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Помещение устроено вокруг большого дерева, которое служит своего рода осью, центром жизни.

Сьюзан Сворц

В летней студии на острове Мартас-Виньярд в штате Массачусетс горы сменяет вода. Непрестанные наблюдения за неизменной и, в то же время, постоянно меняющейся природой выливаются в живые образы на картинах.

Творчество Сворц раскрывается в процессе созерцания, она обращается к эмоции, чувству, интуиции. Это чистая абстракция, хотя основные структуры, видимые на холсте, — деревья, цветы, растения, вода, трава, рис, времена года, игра света и т.д. – и могут считаться элементами природы, однако они выводятся из реальности, становясь неотъемлемыми составляющими изображения. Сворц отходит от общепринятой идеи, что искусство является лишь имитацией окружающей действительности. Наоборот, картина закодирована и не требует узнать изображенное, а призывает к спокойному размышлению и созерцанию. Названия картин Сворц – лишь точка опоры для зрителя.

Эти картины ведут зрителя в эмоциональный мир художника, проявляющийся, в первую очередь, в тех образах, которые непосредственно ассоциируются с природой. В творчестве Сворц противопоставление природы искусству исчезает: природа и художник больше не отторгают друг друга, а сливаются в хрупкой и труднодостижимой гармонии.

Сворц продолжает историческую традицию американской пейзажной живописи XIX века – «Школы реки Гудзон» и «Школы Скалистых гор», — а также немецкой Дюссельдорфской художественной школы. Известными представителями этих направлений являются такие художники, как Альберт Бирштадт, Томас Моран, Фредерик Эдвин Черч. Они создавали крупноформатные изображения величественных пейзажей Северной Америки с ее многочисленными впечатляющими природными памятниками.

Восхищение Сворц вызывали и романтические горные пейзажи Каспара Давида Фридриха, и гиперреалистические картины природы Герхарда Рихтера. Это чувствуется в тех ее работах, где пейзаж прочитывается, не будучи при этом реальным изображением местности: все возвышенно и живописно преувеличено.

В своих новых сериях картин Сворц сделала еще один важный шаг на личном пути достижения красоты в живописи. На ее творческие амбиции по-прежнему влияют тесная связь с природой и восприятие окружающего мира через пейзаж.

К выставке издан 173-страничный каталог со статьями Александра Боровского и Дитера Ронте на русском и английском.

29 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.