В Арсенальном каре Гатчинского дворца до апреля открыта выставка «Гатчина.1917»

До 1 апреля 2018 года в Арсенальном каре Гатчинского дворца открыта выставка «Гатчина. 1917». Это совместный проект музея-заповедника «Гатчина» и Государственного музея политической истории России. Временная экспозиция посвящена 100-летию Октябрьской революции и включает в себя предметы из шестнадцати музейных коллекций, архивов и частных собраний.

Гатчина

В подготовке выставки вместе с ГМЗ «Гатчина» принимали участие крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, ГМЗ «Петергоф», Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др. Экспозиция охватывает период с начала XX века до 1918 года, она затрагивает основные этапы революции 1917 года с конца февраля и вплоть до того критического момента последних чисел октября, когда в Гатчине решалась судьба страны.

На фоне политических и военных действий главным героем выставки выступает Гатчинский дворец: сначала закрытая императорская резиденция и уютный дом семьи Романовых, затем музей, доступный для всех желающих. История дворца и революционных событий показана в контексте развития революции в Петрограде и стране, но акцент сделан на том, что происходило в Гатчине.

Особое внимание уделяется непосредственным участникам событий 1917 года. На выставке можно проследить за судьбами людей, которые жили и бывали во дворце, когда статус дворца изменялся, и вместе со статусом менялись обитатели. Во дворце выставлены предметы интерьера, живопись, графика, фотографии и документы. Посетители увидят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II, чье отречение от престола ознаменовало конец монархии в России.

Один из разделов посвящен досугу гатчинских дачников летом 1917-го. Каждый год весной сюда приезжали видные чиновники, деятели культуры и науки. С 1901 года в Гатчине жил и работал известный художник-карикатурист Павел Егорович Щербов. В его доме часто гостили представители творческой интеллигенции: М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. На выставке представлена столешница из дома А. И. Куприна в Гатчине с автографами писателей (из фондов Литературного музея ИРЛИ РАН), а также карикатуры и наброски Щербова из коллекции Государственного Русского музея.

Часть выставки посвящена научной и творческой интеллигенции, героические усилия которой помогли сохранить культурное наследие страны и обеспечить доступ к нему разным слоям общества. Посетители узнают о сотрудниках дворца-музея: первом директоре музея графе В.П. Зубове, одной из первых авиатрисс княгине Е. М. Шаховской, об искусствоведе, редакторе журнала «Старые годы» П. П. Вейнере.

Один из центральных экспонатов выставки — знаменитая картина «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Советский художник Г. М. Шегаль изобразил бывшего председателя Временного правительства спешно переодевающимся в платье сестры милосердия. Гатчинский дворец стал последним штабом Керенского в октябрьские дни. Показ картины в рамках выставки «Гатчина. 1917» стал возможен благодаря поддержке Фонда «История Отечества».

Также на экспозиции впервые представлены фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея, возвращенные из Германии в сентябре 2017 года.

29 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.