В Арсенальном каре Гатчинского дворца до апреля открыта выставка «Гатчина.1917»

До 1 апреля 2018 года в Арсенальном каре Гатчинского дворца открыта выставка «Гатчина. 1917». Это совместный проект музея-заповедника «Гатчина» и Государственного музея политической истории России. Временная экспозиция посвящена 100-летию Октябрьской революции и включает в себя предметы из шестнадцати музейных коллекций, архивов и частных собраний.

Гатчина

В подготовке выставки вместе с ГМЗ «Гатчина» принимали участие крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, ГМЗ «Петергоф», Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др. Экспозиция охватывает период с начала XX века до 1918 года, она затрагивает основные этапы революции 1917 года с конца февраля и вплоть до того критического момента последних чисел октября, когда в Гатчине решалась судьба страны.

На фоне политических и военных действий главным героем выставки выступает Гатчинский дворец: сначала закрытая императорская резиденция и уютный дом семьи Романовых, затем музей, доступный для всех желающих. История дворца и революционных событий показана в контексте развития революции в Петрограде и стране, но акцент сделан на том, что происходило в Гатчине.

Особое внимание уделяется непосредственным участникам событий 1917 года. На выставке можно проследить за судьбами людей, которые жили и бывали во дворце, когда статус дворца изменялся, и вместе со статусом менялись обитатели. Во дворце выставлены предметы интерьера, живопись, графика, фотографии и документы. Посетители увидят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II, чье отречение от престола ознаменовало конец монархии в России.

Один из разделов посвящен досугу гатчинских дачников летом 1917-го. Каждый год весной сюда приезжали видные чиновники, деятели культуры и науки. С 1901 года в Гатчине жил и работал известный художник-карикатурист Павел Егорович Щербов. В его доме часто гостили представители творческой интеллигенции: М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. На выставке представлена столешница из дома А. И. Куприна в Гатчине с автографами писателей (из фондов Литературного музея ИРЛИ РАН), а также карикатуры и наброски Щербова из коллекции Государственного Русского музея.

Часть выставки посвящена научной и творческой интеллигенции, героические усилия которой помогли сохранить культурное наследие страны и обеспечить доступ к нему разным слоям общества. Посетители узнают о сотрудниках дворца-музея: первом директоре музея графе В.П. Зубове, одной из первых авиатрисс княгине Е. М. Шаховской, об искусствоведе, редакторе журнала «Старые годы» П. П. Вейнере.

Один из центральных экспонатов выставки — знаменитая картина «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Советский художник Г. М. Шегаль изобразил бывшего председателя Временного правительства спешно переодевающимся в платье сестры милосердия. Гатчинский дворец стал последним штабом Керенского в октябрьские дни. Показ картины в рамках выставки «Гатчина. 1917» стал возможен благодаря поддержке Фонда «История Отечества».

Также на экспозиции впервые представлены фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея, возвращенные из Германии в сентябре 2017 года.

29 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.