В Арсенальном каре Гатчинского дворца до апреля открыта выставка «Гатчина.1917»

До 1 апреля 2018 года в Арсенальном каре Гатчинского дворца открыта выставка «Гатчина. 1917». Это совместный проект музея-заповедника «Гатчина» и Государственного музея политической истории России. Временная экспозиция посвящена 100-летию Октябрьской революции и включает в себя предметы из шестнадцати музейных коллекций, архивов и частных собраний.

Гатчина

В подготовке выставки вместе с ГМЗ «Гатчина» принимали участие крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, ГМЗ «Петергоф», Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др. Экспозиция охватывает период с начала XX века до 1918 года, она затрагивает основные этапы революции 1917 года с конца февраля и вплоть до того критического момента последних чисел октября, когда в Гатчине решалась судьба страны.

На фоне политических и военных действий главным героем выставки выступает Гатчинский дворец: сначала закрытая императорская резиденция и уютный дом семьи Романовых, затем музей, доступный для всех желающих. История дворца и революционных событий показана в контексте развития революции в Петрограде и стране, но акцент сделан на том, что происходило в Гатчине.

Особое внимание уделяется непосредственным участникам событий 1917 года. На выставке можно проследить за судьбами людей, которые жили и бывали во дворце, когда статус дворца изменялся, и вместе со статусом менялись обитатели. Во дворце выставлены предметы интерьера, живопись, графика, фотографии и документы. Посетители увидят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II, чье отречение от престола ознаменовало конец монархии в России.

Один из разделов посвящен досугу гатчинских дачников летом 1917-го. Каждый год весной сюда приезжали видные чиновники, деятели культуры и науки. С 1901 года в Гатчине жил и работал известный художник-карикатурист Павел Егорович Щербов. В его доме часто гостили представители творческой интеллигенции: М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. На выставке представлена столешница из дома А. И. Куприна в Гатчине с автографами писателей (из фондов Литературного музея ИРЛИ РАН), а также карикатуры и наброски Щербова из коллекции Государственного Русского музея.

Часть выставки посвящена научной и творческой интеллигенции, героические усилия которой помогли сохранить культурное наследие страны и обеспечить доступ к нему разным слоям общества. Посетители узнают о сотрудниках дворца-музея: первом директоре музея графе В.П. Зубове, одной из первых авиатрисс княгине Е. М. Шаховской, об искусствоведе, редакторе журнала «Старые годы» П. П. Вейнере.

Один из центральных экспонатов выставки — знаменитая картина «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Советский художник Г. М. Шегаль изобразил бывшего председателя Временного правительства спешно переодевающимся в платье сестры милосердия. Гатчинский дворец стал последним штабом Керенского в октябрьские дни. Показ картины в рамках выставки «Гатчина. 1917» стал возможен благодаря поддержке Фонда «История Отечества».

Также на экспозиции впервые представлены фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея, возвращенные из Германии в сентябре 2017 года.

29 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.