В Арсенальном каре Гатчинского дворца до апреля открыта выставка «Гатчина.1917»

До 1 апреля 2018 года в Арсенальном каре Гатчинского дворца открыта выставка «Гатчина. 1917». Это совместный проект музея-заповедника «Гатчина» и Государственного музея политической истории России. Временная экспозиция посвящена 100-летию Октябрьской революции и включает в себя предметы из шестнадцати музейных коллекций, архивов и частных собраний.

Гатчина

В подготовке выставки вместе с ГМЗ «Гатчина» принимали участие крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, ГМЗ «Петергоф», Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др. Экспозиция охватывает период с начала XX века до 1918 года, она затрагивает основные этапы революции 1917 года с конца февраля и вплоть до того критического момента последних чисел октября, когда в Гатчине решалась судьба страны.

На фоне политических и военных действий главным героем выставки выступает Гатчинский дворец: сначала закрытая императорская резиденция и уютный дом семьи Романовых, затем музей, доступный для всех желающих. История дворца и революционных событий показана в контексте развития революции в Петрограде и стране, но акцент сделан на том, что происходило в Гатчине.

Особое внимание уделяется непосредственным участникам событий 1917 года. На выставке можно проследить за судьбами людей, которые жили и бывали во дворце, когда статус дворца изменялся, и вместе со статусом менялись обитатели. Во дворце выставлены предметы интерьера, живопись, графика, фотографии и документы. Посетители увидят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II, чье отречение от престола ознаменовало конец монархии в России.

Один из разделов посвящен досугу гатчинских дачников летом 1917-го. Каждый год весной сюда приезжали видные чиновники, деятели культуры и науки. С 1901 года в Гатчине жил и работал известный художник-карикатурист Павел Егорович Щербов. В его доме часто гостили представители творческой интеллигенции: М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. На выставке представлена столешница из дома А. И. Куприна в Гатчине с автографами писателей (из фондов Литературного музея ИРЛИ РАН), а также карикатуры и наброски Щербова из коллекции Государственного Русского музея.

Часть выставки посвящена научной и творческой интеллигенции, героические усилия которой помогли сохранить культурное наследие страны и обеспечить доступ к нему разным слоям общества. Посетители узнают о сотрудниках дворца-музея: первом директоре музея графе В.П. Зубове, одной из первых авиатрисс княгине Е. М. Шаховской, об искусствоведе, редакторе журнала «Старые годы» П. П. Вейнере.

Один из центральных экспонатов выставки — знаменитая картина «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Советский художник Г. М. Шегаль изобразил бывшего председателя Временного правительства спешно переодевающимся в платье сестры милосердия. Гатчинский дворец стал последним штабом Керенского в октябрьские дни. Показ картины в рамках выставки «Гатчина. 1917» стал возможен благодаря поддержке Фонда «История Отечества».

Также на экспозиции впервые представлены фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея, возвращенные из Германии в сентябре 2017 года.

29 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.