Театральная Олимпиада пройдет в Санкт-Петербурге в 2019 году

Премьеры спектаклей, дискуссии и мастер-классы от ведущих театральных деятелей прошли в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума 16-18 ноября 2017 года. Работа секции «Театр» вызвала повышенное внимание со стороны российских и международных экспертов театрального искусства. В частности, на форуме была выдвинута инициатива о проведении в 2019 году в Санкт-Петербурге Театральной Олимпиады. Инициатива была поддержана президентом РФ Владимиром Путиным.

Эрмитажный театр

В работе секции «Театр» приняли участие представители 22 стран мира. В их числе — Россия, Япония, США, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Ирландия, Венгрия, Украина, Польша, Италия, Литва, Греция, Канада, Испания, Грузия, Словакия, Узбекистан, Сербия, Чехия, Бельгия. Свыше 700 участников были зарегистрированы на мероприятия секции. Они обсуждали актуальные вопросы развития современного театра, разрабатывали новые проекты.

На МКФ театральная секция представила одну из самых насыщенных программ. На семи площадках были проведены 32 мероприятия, среди которых 10 дискуссионных мероприятий (круглые столы, конференции, дискуссии, обсуждения), 10 показов спектаклей, пять мастер-классов, два показа документальных фильмов.

В этом году основной акцент на форуме был сделан на международном сотрудничестве и театральной интеграции. Многие спектакли стали совместной продукцией национальных сцен мира: «Дзяды» — постановка литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса в варшавском Национальном театре народовы; российско-венгерский проект «Крокодил» — постановка Валерия Фокина на сцене Венгерского национального театра.

В рамках программы «Япония – страна-гость» состоялось выступление прославленного японского коллектива Suzuki Company of Toga под руководством Тадаси Судзуки. В Петербург театр привез авторский перформативный мастер-класс «Сценические мифы и культура тела». Этот перформанс, подготовленный специально для Форума, аккумулировал уникальный опыт Тадаси Судзуки, чей творческий метод стал бесспорным национальным достоянием Японии.

Ирландский театральный коллектив Dead Centre представил спектакль «Первая пьеса Чехова», поставленный по ранней пьесе Чехова, наиболее известной как «Платонов» или «Пьеса без названия».

В программе петербургских театров оказались три очень разные премьеры. МДТ – Театр Европы показал новый спектакль классика современной режиссуры Льва Додина «Страх. Любовь. Отчаяние» по пьесам Бертольда Брехта. Театр «Мастерская» — премьеру спектакля «Мастер и Маргарита», созданного по роману Михаила Булгакова режиссером и театральным педагогом Григорием Козловым вместе со своими учениками. Александринский театр представил премьеру спектакля молодого режиссера Антона Оконешникова «СОЛНЦА ЬНЕТ» по произведениям русских футуристов.

Одним из ключевых событий секции «Театр» стал круглый стол «Театральный авангард и система культурных ценностей», на котором были проанализированы новые театральные формы и методы работы со зрителями. Еще одно значимое мероприятие — конференция «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», в которой приняли участие ведущие театральные критики России и Европы. Впервые на форуме состоялся молодежный круглый стол «Театр Будущего». Молодые режиссеры, театроведы, культурологи, специалисты в области новых медиа рассмотрели разные виды театральных утопий и постарались вместе составить «дорожную карту» развития театра в ближайшем и самом далеком будущем. Большое внимание было уделено развитию иммерсивного театра на примере иммерсивных шоу «Вернувшиеся» и «Безликие».

«Стремительное развитие технологий сейчас как способствует развитию театрального искусства, так и выявляет риск смещения смыслового акцента. Люди сейчас ищут чего-то личного, чего-то настоящего. Иммерсивный театр дарит именно эти ощущения», — рассказала режиссер Мия Занетти.

«Для актера участие в иммерсивных постановках — большой подарок. То, чему он учится в процессе подготовки, — это неоценимый опыт. В какой-то момент игра в спектакле превращается в жизнь, стираются грани. Методика тренинга, которую мы используем при подготовке актеров к спектаклю, дарит им возможность комфортно существовать в таком жанре. Ни один спектакль не похож на другой, поскольку наши зрители также полноценные участники спектакля», — пояснил режиссер иммерсивных шоу Виктор Карина.

Одним из важнейших событий МКФ стала серия мастер-классов «Вызовы нового времени и театральная педагогика». Вениамин Фильштинский познакомил с подходом к воспитанию актеров. Теодорос Терзопулос провел мастер-класс, посвященный раскрытию психофизики актера через пластику. Хайнер Геббельс поделился опытом создания междисциплинарных работ на стыке современной музыки и театра, рассказал об особенностях жанра site-specific. Люк Персеваль рассказал о подводных камнях режиссерской профессии, умении найти и сохранить «своё лицо». Мастер-класс Андрия Жолдака был посвящен проблеме взаимодействия режиссера с автором и авторским текстом. Каждый мэтр представил авторский взгляд на профессию.

Помимо обширной творческой программы, дискуссий и круглых столов на Форуме состоялось подписание деловых соглашений. Александринский театр подписал два значимых документа – соглашение с Пикколо театром ди Милано – Театром Европы о проведении Русских сезонов в Италии в 2018 году, а также меморандум о реализации двухстороннего проекта «Братья Карамазовы» между Венгерским Национальным театром и Александринским театром в 2019 году.

26 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.