Театральная Олимпиада пройдет в Санкт-Петербурге в 2019 году

Премьеры спектаклей, дискуссии и мастер-классы от ведущих театральных деятелей прошли в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума 16-18 ноября 2017 года. Работа секции «Театр» вызвала повышенное внимание со стороны российских и международных экспертов театрального искусства. В частности, на форуме была выдвинута инициатива о проведении в 2019 году в Санкт-Петербурге Театральной Олимпиады. Инициатива была поддержана президентом РФ Владимиром Путиным.

Эрмитажный театр

В работе секции «Театр» приняли участие представители 22 стран мира. В их числе — Россия, Япония, США, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Ирландия, Венгрия, Украина, Польша, Италия, Литва, Греция, Канада, Испания, Грузия, Словакия, Узбекистан, Сербия, Чехия, Бельгия. Свыше 700 участников были зарегистрированы на мероприятия секции. Они обсуждали актуальные вопросы развития современного театра, разрабатывали новые проекты.

На МКФ театральная секция представила одну из самых насыщенных программ. На семи площадках были проведены 32 мероприятия, среди которых 10 дискуссионных мероприятий (круглые столы, конференции, дискуссии, обсуждения), 10 показов спектаклей, пять мастер-классов, два показа документальных фильмов.

В этом году основной акцент на форуме был сделан на международном сотрудничестве и театральной интеграции. Многие спектакли стали совместной продукцией национальных сцен мира: «Дзяды» — постановка литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса в варшавском Национальном театре народовы; российско-венгерский проект «Крокодил» — постановка Валерия Фокина на сцене Венгерского национального театра.

В рамках программы «Япония – страна-гость» состоялось выступление прославленного японского коллектива Suzuki Company of Toga под руководством Тадаси Судзуки. В Петербург театр привез авторский перформативный мастер-класс «Сценические мифы и культура тела». Этот перформанс, подготовленный специально для Форума, аккумулировал уникальный опыт Тадаси Судзуки, чей творческий метод стал бесспорным национальным достоянием Японии.

Ирландский театральный коллектив Dead Centre представил спектакль «Первая пьеса Чехова», поставленный по ранней пьесе Чехова, наиболее известной как «Платонов» или «Пьеса без названия».

В программе петербургских театров оказались три очень разные премьеры. МДТ – Театр Европы показал новый спектакль классика современной режиссуры Льва Додина «Страх. Любовь. Отчаяние» по пьесам Бертольда Брехта. Театр «Мастерская» — премьеру спектакля «Мастер и Маргарита», созданного по роману Михаила Булгакова режиссером и театральным педагогом Григорием Козловым вместе со своими учениками. Александринский театр представил премьеру спектакля молодого режиссера Антона Оконешникова «СОЛНЦА ЬНЕТ» по произведениям русских футуристов.

Одним из ключевых событий секции «Театр» стал круглый стол «Театральный авангард и система культурных ценностей», на котором были проанализированы новые театральные формы и методы работы со зрителями. Еще одно значимое мероприятие — конференция «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», в которой приняли участие ведущие театральные критики России и Европы. Впервые на форуме состоялся молодежный круглый стол «Театр Будущего». Молодые режиссеры, театроведы, культурологи, специалисты в области новых медиа рассмотрели разные виды театральных утопий и постарались вместе составить «дорожную карту» развития театра в ближайшем и самом далеком будущем. Большое внимание было уделено развитию иммерсивного театра на примере иммерсивных шоу «Вернувшиеся» и «Безликие».

«Стремительное развитие технологий сейчас как способствует развитию театрального искусства, так и выявляет риск смещения смыслового акцента. Люди сейчас ищут чего-то личного, чего-то настоящего. Иммерсивный театр дарит именно эти ощущения», — рассказала режиссер Мия Занетти.

«Для актера участие в иммерсивных постановках — большой подарок. То, чему он учится в процессе подготовки, — это неоценимый опыт. В какой-то момент игра в спектакле превращается в жизнь, стираются грани. Методика тренинга, которую мы используем при подготовке актеров к спектаклю, дарит им возможность комфортно существовать в таком жанре. Ни один спектакль не похож на другой, поскольку наши зрители также полноценные участники спектакля», — пояснил режиссер иммерсивных шоу Виктор Карина.

Одним из важнейших событий МКФ стала серия мастер-классов «Вызовы нового времени и театральная педагогика». Вениамин Фильштинский познакомил с подходом к воспитанию актеров. Теодорос Терзопулос провел мастер-класс, посвященный раскрытию психофизики актера через пластику. Хайнер Геббельс поделился опытом создания междисциплинарных работ на стыке современной музыки и театра, рассказал об особенностях жанра site-specific. Люк Персеваль рассказал о подводных камнях режиссерской профессии, умении найти и сохранить «своё лицо». Мастер-класс Андрия Жолдака был посвящен проблеме взаимодействия режиссера с автором и авторским текстом. Каждый мэтр представил авторский взгляд на профессию.

Помимо обширной творческой программы, дискуссий и круглых столов на Форуме состоялось подписание деловых соглашений. Александринский театр подписал два значимых документа – соглашение с Пикколо театром ди Милано – Театром Европы о проведении Русских сезонов в Италии в 2018 году, а также меморандум о реализации двухстороннего проекта «Братья Карамазовы» между Венгерским Национальным театром и Александринским театром в 2019 году.

26 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.