В Гатчинском дворце открылась выставка одного экспоната «Царский трофей»

С 24 ноября по 20 декабря в выставочных залах Центрального корпуса Гатчинского дворца открыта выставка одного экспоната «Царский трофей». На временной экспозиции представлено чучело головы зубра – охотничий трофей Александра II.

Гатчинский дворец

Император был страстным охотником и немалую часть досуга посвящал своему увлечению. В этом он находил отдых от трудов по управлению государством. Именно при Александре II, в 1858 году, из Петергофа в Гатчину была переведена императорская охота и созданы благоприятные условия для ее дальнейшего развития.

Осенью 1860 года Александр II положил начало Высочайшим охотам в Беловежской пуще. Охота была организована для важных дипломатических переговоров с Пруссией и Австрией. Неформальная встреча должна была поспособствовать постепенному выходу России из изоляции, в которой страна оказалась после Крымской войны 1853-1856 годов.

Беловежская пуща, окруженная вековыми лесами и богатая зверем, была ценным заказником. В лесных угодьях сохранилось множество зубров, вымерших к тому времени повсюду, кроме Кавказа. Зубры тщательно охранялись, отстрел разрешался по особому повелению. Их можно было добывать в научных целях только музеям Европы.

В село Беловеж в сопровождении собственной свиты и откомандированных к ним русских офицеров приехали приглашенные иностранные гости: прусские принцы Карл и Альберт, принц Август Виртембергский, принц Фридрих Гессен-Кассельский. Сам государь прибыл в ночь с 5 на 6 октября 1860 года в одном экипаже с герцогом Саксен-Веймарским, их также сопровождала большая свита.

В ходе охоты было добыто 44 зверя, из них четыре зубра и один кабан стали трофеями Александра II. Из головы одного из тех трофейных зубров было изготовлено чучело, которое с 1860 года находилось в Гатчинском дворце, оно запечатлено на акварели Эдуарда Петровича Гау 1874 года с изображением гостиной императора Александра II.

Экспонат оставался на своем месте и в период музеефикации дворца. Сохранились описи 1940 года, в которых значится: «Чучело головы зубра на деревянном резном щите, с резной дубовой веткой вокруг, выкрашенной в зеленый цвет, с бронзовой пластиной с надписью: “Убитъ Его Императорскимъ Величествомъ въ Беловежской Пущѣ 6го октября 1860 г.”».

Во время реставрации было выявлено, что основа чучела изготовлена методом шитья, который разработали в середине XIX века братья Керц, владельцы известной таксидермической мастерской в городе Штутгарт, Германия. Это совершенно изменило взгляд на историю его создания.

Ранее изготовление головы зубра приписывалось петербургским таксидермистам, но в России этот способ стал известен намного позже, в 1894 году. Вероятнее всего, предмет был заказан в Германии в подарок императору Александру II.

Выставку дополняют стенды с рассказом об истории Беловежской пущи до 1860 года и описанием охоты Александра II 6 октября 1860 года.

24 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.