В Гатчинском дворце открылась выставка одного экспоната «Царский трофей»

С 24 ноября по 20 декабря в выставочных залах Центрального корпуса Гатчинского дворца открыта выставка одного экспоната «Царский трофей». На временной экспозиции представлено чучело головы зубра – охотничий трофей Александра II.

Гатчинский дворец

Император был страстным охотником и немалую часть досуга посвящал своему увлечению. В этом он находил отдых от трудов по управлению государством. Именно при Александре II, в 1858 году, из Петергофа в Гатчину была переведена императорская охота и созданы благоприятные условия для ее дальнейшего развития.

Осенью 1860 года Александр II положил начало Высочайшим охотам в Беловежской пуще. Охота была организована для важных дипломатических переговоров с Пруссией и Австрией. Неформальная встреча должна была поспособствовать постепенному выходу России из изоляции, в которой страна оказалась после Крымской войны 1853-1856 годов.

Беловежская пуща, окруженная вековыми лесами и богатая зверем, была ценным заказником. В лесных угодьях сохранилось множество зубров, вымерших к тому времени повсюду, кроме Кавказа. Зубры тщательно охранялись, отстрел разрешался по особому повелению. Их можно было добывать в научных целях только музеям Европы.

В село Беловеж в сопровождении собственной свиты и откомандированных к ним русских офицеров приехали приглашенные иностранные гости: прусские принцы Карл и Альберт, принц Август Виртембергский, принц Фридрих Гессен-Кассельский. Сам государь прибыл в ночь с 5 на 6 октября 1860 года в одном экипаже с герцогом Саксен-Веймарским, их также сопровождала большая свита.

В ходе охоты было добыто 44 зверя, из них четыре зубра и один кабан стали трофеями Александра II. Из головы одного из тех трофейных зубров было изготовлено чучело, которое с 1860 года находилось в Гатчинском дворце, оно запечатлено на акварели Эдуарда Петровича Гау 1874 года с изображением гостиной императора Александра II.

Экспонат оставался на своем месте и в период музеефикации дворца. Сохранились описи 1940 года, в которых значится: «Чучело головы зубра на деревянном резном щите, с резной дубовой веткой вокруг, выкрашенной в зеленый цвет, с бронзовой пластиной с надписью: “Убитъ Его Императорскимъ Величествомъ въ Беловежской Пущѣ 6го октября 1860 г.”».

Во время реставрации было выявлено, что основа чучела изготовлена методом шитья, который разработали в середине XIX века братья Керц, владельцы известной таксидермической мастерской в городе Штутгарт, Германия. Это совершенно изменило взгляд на историю его создания.

Ранее изготовление головы зубра приписывалось петербургским таксидермистам, но в России этот способ стал известен намного позже, в 1894 году. Вероятнее всего, предмет был заказан в Германии в подарок императору Александру II.

Выставку дополняют стенды с рассказом об истории Беловежской пущи до 1860 года и описанием охоты Александра II 6 октября 1860 года.

24 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.