В Гатчинском дворце открылась выставка одного экспоната «Царский трофей»

С 24 ноября по 20 декабря в выставочных залах Центрального корпуса Гатчинского дворца открыта выставка одного экспоната «Царский трофей». На временной экспозиции представлено чучело головы зубра – охотничий трофей Александра II.

Гатчинский дворец

Император был страстным охотником и немалую часть досуга посвящал своему увлечению. В этом он находил отдых от трудов по управлению государством. Именно при Александре II, в 1858 году, из Петергофа в Гатчину была переведена императорская охота и созданы благоприятные условия для ее дальнейшего развития.

Осенью 1860 года Александр II положил начало Высочайшим охотам в Беловежской пуще. Охота была организована для важных дипломатических переговоров с Пруссией и Австрией. Неформальная встреча должна была поспособствовать постепенному выходу России из изоляции, в которой страна оказалась после Крымской войны 1853-1856 годов.

Беловежская пуща, окруженная вековыми лесами и богатая зверем, была ценным заказником. В лесных угодьях сохранилось множество зубров, вымерших к тому времени повсюду, кроме Кавказа. Зубры тщательно охранялись, отстрел разрешался по особому повелению. Их можно было добывать в научных целях только музеям Европы.

В село Беловеж в сопровождении собственной свиты и откомандированных к ним русских офицеров приехали приглашенные иностранные гости: прусские принцы Карл и Альберт, принц Август Виртембергский, принц Фридрих Гессен-Кассельский. Сам государь прибыл в ночь с 5 на 6 октября 1860 года в одном экипаже с герцогом Саксен-Веймарским, их также сопровождала большая свита.

В ходе охоты было добыто 44 зверя, из них четыре зубра и один кабан стали трофеями Александра II. Из головы одного из тех трофейных зубров было изготовлено чучело, которое с 1860 года находилось в Гатчинском дворце, оно запечатлено на акварели Эдуарда Петровича Гау 1874 года с изображением гостиной императора Александра II.

Экспонат оставался на своем месте и в период музеефикации дворца. Сохранились описи 1940 года, в которых значится: «Чучело головы зубра на деревянном резном щите, с резной дубовой веткой вокруг, выкрашенной в зеленый цвет, с бронзовой пластиной с надписью: “Убитъ Его Императорскимъ Величествомъ въ Беловежской Пущѣ 6го октября 1860 г.”».

Во время реставрации было выявлено, что основа чучела изготовлена методом шитья, который разработали в середине XIX века братья Керц, владельцы известной таксидермической мастерской в городе Штутгарт, Германия. Это совершенно изменило взгляд на историю его создания.

Ранее изготовление головы зубра приписывалось петербургским таксидермистам, но в России этот способ стал известен намного позже, в 1894 году. Вероятнее всего, предмет был заказан в Германии в подарок императору Александру II.

Выставку дополняют стенды с рассказом об истории Беловежской пущи до 1860 года и описанием охоты Александра II 6 октября 1860 года.

24 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.

Синий сарафан

Театральный Петербург примеряет «Синий сарафан»

В современном обществе все большую силу набирает феминизм, а в изобразительном искусстве — минимализм. Пока мы только стремимся перенять те отголоски, что доносятся с Запада, и важный вклад в это вносят молодые андеграундные театры. В их числе — театр «Синий сарафан», родившийся в августе 2016 года. Это первый и пока что единственный в Санкт-Петербурге полностью женский театр, который к тому же стремится компилировать традиции русской драматической школы и театра физической пластики тела. Сами девушки называют свой коллектив «театральным матриархатом», но к феминисткам себя не относят.

Вера Кричевская

Вера Кричевская: «Владимир Путин» — главное дело Собчака

Нынешний президент РФ создал систему, где никто не способен на тот поступок, который он сам совершил в 1997 году, говорит режиссер фильма «Дело Собчака» Вера Кричевская. 12 июня в России состоится премьера документального фильма о первом мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Двухчасовой документальный фильм «Дело Собчака» буквально обречен на внимание и споры. Монтаж архивных хроник с тремя десятками интервью, взятыми у участников и свидетелей событий, у друзей и противников заглавного героя, у тех, кто поднялся выше некуда, и у тех, кто ушел в тень, раскрывает и глубокое внутреннее родство, и радикальную несовместимость двух наших эпох, девяностых и десятых.

ресторанный гид

Дорог Spoon Guide к лету

В понедельник, 4 июня, на гастрономическом ужине от ресторана MEGUmi в Lotte Hotel St. Petersburg (переулок Антоненко, 2) был представлен справочник «Spoon Guide: 50 лучших ресторанов Санкт-Петербурга 2018». Ресторанный проект Spoon не похож ни на одну из существующих в Санкт-Петербурге премий. Особенности премии бросаются в глаза сразу.