В Шереметевском дворце до июня открыта выставка «Русский Страдивари»

С 18 ноября 2017 года по 17 июня 2018 года в Шереметевском дворце – Музее музыки (набережная Фонтанки, 34) открыта выставка «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов». Она посвящена первому в России знаменитому мастеру-строителю струнных щипковых и смычковых инструментов, скрипок, виолончелей, гитар и др.

Выставка Ивана Батова

В 2017 году исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Батова (1767 — 1841), крепостного графа Шереметева, которого уже при жизни именовали «Русским Страдивари». Жизненный путь мастера окутан легендами, требующими критического осмысления. Дошедшие до нас инструменты Ивана Батова нуждаются в дополнительной атрибуции, реставрации и возвращении в концертную жизнь. Все это будет сделано в рамках проекта, который станет новой крупной главой долгосрочной совместной программой Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Музея-усадьбы «Останкино» (Москва). Программа получила название «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву».

Иван Батов не только делал инструменты, но ремонтировал их для музыкантов царского двора, а в 1820 году император Александр I купил у него скрипку за две тысячи рублей. В 1822 году Батов получил вольную за виолончель своей работы. В 1829 году мастер удостоился на петербургской выставке большой серебряной медали для ношения на Анненской ленте.

На его инструментах играли признанные российские и европейские виртуозы – Александр Львов, Бернард Ромберг, Кароль Липинский… Известно, что за свою жизнь Батов создал 41 скрипку, три альта, шесть виолончелей и 10 гитар, отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы.

Все эти шедевры разлетелись по стране, многие канули в Лету. Сегодня к сохранившимся инструментам работы Батова причисляют 17 экземпляров – четыре скрипки, один альт, четыре виолончели, два контрабаса, шесть гитар. Они хранятся в петербургском музее, в Музее-усадьбе «Останкино», Госколлекции, Эрмитаже, Музее имени Глинки и у частных лиц (две гитары). Однако ни один из 17 инструментов не имеет документальных свидетельств, позволяющих проследить историю бытования до, так сказать, дверей мастерской Батова.

Из литературы известно, что с инструментами Батова поступали некорректно – часто из них вынимали подлинные этикетки, вклеивали этикетки знаменитых итальянских мастеров, чтобы продать подороже.

На выставке «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» представлены 12 инструментов мастера. В собрании Музея театрального и музыкального искусства хранятся две скрипки, альт и виолончель и гитара авторства Батова. Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа предоставил три инструмента: гитару, виолончель и контрабас. Из Музея-усадьбы «Останкино» для показа и исследования привезены 7-струнная гитара 1804 года с этикеткой Батова и виолончель, которую некоторые исследователи считают подлинным инструментом его авторства.

Выставка Ивана Батова

В рамках выставки пройдет большая просветительская программа. В частности, 1 декабря, в 18:30 начнется концерт «Скрипка И. Батова при дворе императора Александра I». Кроме того, состоятся лекции-концерты: 29 ноября, среда, 18:30, «И. А. Батов. Жизнь и творчество»; 24 января, среда, 19:00, «И. А. Батов. Струнные-смычковые. Проблемы атрибуции»; 7 февраля, среда, 19:00,  «И. А. Батов. Гитары. Проблемы атрибуции»; 14 марта, среда, 19:00, «И. А. Батов. Этикетки и лаки».

18 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.