Шемякин: Русское искусство выброшено с мировой арены

Русское искусство сегодня выброшено с мировой арены. Об этом в ходе дискуссии «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге заявил художник Михаил Шемякин.

Михаил Шемякин

«Русское искусство не просто находится на обочине, оно выброшено с мировой арены. И в этом наша вина. Потому что, во-первых, у нас постоянный комплекс. Мы стесняемся самих себя. Во-вторых, мы безобразно относимся к себе. И Запад практически не знает, кто мы такие. Например, мы все знаем Энди Уорхола. Но никто почти на Западе не знает, кто такой Тышлер, Лабас, великолепную школу соцреализма. Мы не умеем себя подать», — говорит он.

По его словам, на мир современного искусства сильно повлиял бизнес. Однако Россия была на протяжении 70 лет оторвана от экспериментов Запада и сейчас, пытаясь подражать им, выглядит клоуном. У страны особый путь в искусстве, считает художник.

«Мы создали высочайшее метафизическое искусство — это русская икона. Потом был второй взрыв, от которого двигалась и двигается западное американское искусство — это русский авангард. И третье — это собирание камней и создание чего-то нового, что опять окажет влияние на всю мировую культуру», — сообщил Шемякин. По его мнению, возрождение русского искусства может произойти в глубинке.

Доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Глеб Ершов отметил, что разочарован актуальным современным искусством. Разочарование это связано с тем, что «заветы 1968 года, что современное искусство объединит мир и поведет в даль светлую не оправдались». «Мир разорван, дискретен, разъединен. В том числе благодаря гаджетам, Интернету, который должен был людей объединить, но разъединяет их», — указал он. По его словам, создается ощущение, что «все разбрелись по своим норкам, хаткам».

В свою очередь профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Юрьева подчеркнула, что в современном искусстве нет течений или фигур, которые бы могли возглавить какое-либо направление. «А рынок мы делать не умеем. У нас нет опыта. Китай нам показал, что гениальный художественный рынок можно создать с нуля за несколько лет», — заявила она.

Татьяна Юрьева

Директор музея и художественной галереи Флориан Нотт заметил, что искусством начинают управлять дилеры, торговцы. По его словам, благодаря глобальной Сети формируется международная система, у которой есть и недостатки, и достоинства. «Многие художники вынуждены развивать отношения со СМИ. Они, как политики, вынуждены использовать и манипулировать СМИ», — указал он.

Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская считает, что искусство — это последняя надежда для современного человека, который очень сильно погружен в цифровой мир (подробнее — здесь).

Не вполне разделяет ее точку зрения художник Дмитрий Гутов. Он напомнил, что искусство как раз и явилось локомотивом разрушения гуманизма и всего, «что связано с человеческой теплотой». «Был лозунг — бросить все с корабля! Все светлое, теплое, человеческое… Развеять по ветру ваше домашнее тепло. Уничтожить в ноль. Выйти за ноль формы. Погасить экран искусства. И та новая реальность, которая действительно наступает… Искусство является локомотивом, который нас туда несет….», — уверен Гутов.

18 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.