Шемякин: Русское искусство выброшено с мировой арены

Русское искусство сегодня выброшено с мировой арены. Об этом в ходе дискуссии «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге заявил художник Михаил Шемякин.

Михаил Шемякин

«Русское искусство не просто находится на обочине, оно выброшено с мировой арены. И в этом наша вина. Потому что, во-первых, у нас постоянный комплекс. Мы стесняемся самих себя. Во-вторых, мы безобразно относимся к себе. И Запад практически не знает, кто мы такие. Например, мы все знаем Энди Уорхола. Но никто почти на Западе не знает, кто такой Тышлер, Лабас, великолепную школу соцреализма. Мы не умеем себя подать», — говорит он.

По его словам, на мир современного искусства сильно повлиял бизнес. Однако Россия была на протяжении 70 лет оторвана от экспериментов Запада и сейчас, пытаясь подражать им, выглядит клоуном. У страны особый путь в искусстве, считает художник.

«Мы создали высочайшее метафизическое искусство — это русская икона. Потом был второй взрыв, от которого двигалась и двигается западное американское искусство — это русский авангард. И третье — это собирание камней и создание чего-то нового, что опять окажет влияние на всю мировую культуру», — сообщил Шемякин. По его мнению, возрождение русского искусства может произойти в глубинке.

Доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Глеб Ершов отметил, что разочарован актуальным современным искусством. Разочарование это связано с тем, что «заветы 1968 года, что современное искусство объединит мир и поведет в даль светлую не оправдались». «Мир разорван, дискретен, разъединен. В том числе благодаря гаджетам, Интернету, который должен был людей объединить, но разъединяет их», — указал он. По его словам, создается ощущение, что «все разбрелись по своим норкам, хаткам».

В свою очередь профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Юрьева подчеркнула, что в современном искусстве нет течений или фигур, которые бы могли возглавить какое-либо направление. «А рынок мы делать не умеем. У нас нет опыта. Китай нам показал, что гениальный художественный рынок можно создать с нуля за несколько лет», — заявила она.

Татьяна Юрьева

Директор музея и художественной галереи Флориан Нотт заметил, что искусством начинают управлять дилеры, торговцы. По его словам, благодаря глобальной Сети формируется международная система, у которой есть и недостатки, и достоинства. «Многие художники вынуждены развивать отношения со СМИ. Они, как политики, вынуждены использовать и манипулировать СМИ», — указал он.

Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская считает, что искусство — это последняя надежда для современного человека, который очень сильно погружен в цифровой мир (подробнее — здесь).

Не вполне разделяет ее точку зрения художник Дмитрий Гутов. Он напомнил, что искусство как раз и явилось локомотивом разрушения гуманизма и всего, «что связано с человеческой теплотой». «Был лозунг — бросить все с корабля! Все светлое, теплое, человеческое… Развеять по ветру ваше домашнее тепло. Уничтожить в ноль. Выйти за ноль формы. Погасить экран искусства. И та новая реальность, которая действительно наступает… Искусство является локомотивом, который нас туда несет….», — уверен Гутов.

18 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.