Шемякин: Русское искусство выброшено с мировой арены

Русское искусство сегодня выброшено с мировой арены. Об этом в ходе дискуссии «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге заявил художник Михаил Шемякин.

Михаил Шемякин

«Русское искусство не просто находится на обочине, оно выброшено с мировой арены. И в этом наша вина. Потому что, во-первых, у нас постоянный комплекс. Мы стесняемся самих себя. Во-вторых, мы безобразно относимся к себе. И Запад практически не знает, кто мы такие. Например, мы все знаем Энди Уорхола. Но никто почти на Западе не знает, кто такой Тышлер, Лабас, великолепную школу соцреализма. Мы не умеем себя подать», — говорит он.

По его словам, на мир современного искусства сильно повлиял бизнес. Однако Россия была на протяжении 70 лет оторвана от экспериментов Запада и сейчас, пытаясь подражать им, выглядит клоуном. У страны особый путь в искусстве, считает художник.

«Мы создали высочайшее метафизическое искусство — это русская икона. Потом был второй взрыв, от которого двигалась и двигается западное американское искусство — это русский авангард. И третье — это собирание камней и создание чего-то нового, что опять окажет влияние на всю мировую культуру», — сообщил Шемякин. По его мнению, возрождение русского искусства может произойти в глубинке.

Доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Глеб Ершов отметил, что разочарован актуальным современным искусством. Разочарование это связано с тем, что «заветы 1968 года, что современное искусство объединит мир и поведет в даль светлую не оправдались». «Мир разорван, дискретен, разъединен. В том числе благодаря гаджетам, Интернету, который должен был людей объединить, но разъединяет их», — указал он. По его словам, создается ощущение, что «все разбрелись по своим норкам, хаткам».

В свою очередь профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Юрьева подчеркнула, что в современном искусстве нет течений или фигур, которые бы могли возглавить какое-либо направление. «А рынок мы делать не умеем. У нас нет опыта. Китай нам показал, что гениальный художественный рынок можно создать с нуля за несколько лет», — заявила она.

Татьяна Юрьева

Директор музея и художественной галереи Флориан Нотт заметил, что искусством начинают управлять дилеры, торговцы. По его словам, благодаря глобальной Сети формируется международная система, у которой есть и недостатки, и достоинства. «Многие художники вынуждены развивать отношения со СМИ. Они, как политики, вынуждены использовать и манипулировать СМИ», — указал он.

Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская считает, что искусство — это последняя надежда для современного человека, который очень сильно погружен в цифровой мир (подробнее — здесь).

Не вполне разделяет ее точку зрения художник Дмитрий Гутов. Он напомнил, что искусство как раз и явилось локомотивом разрушения гуманизма и всего, «что связано с человеческой теплотой». «Был лозунг — бросить все с корабля! Все светлое, теплое, человеческое… Развеять по ветру ваше домашнее тепло. Уничтожить в ноль. Выйти за ноль формы. Погасить экран искусства. И та новая реальность, которая действительно наступает… Искусство является локомотивом, который нас туда несет….», — уверен Гутов.

18 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.

Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

Пьеро в городе Петра

В Россию впервые привезли работы одного из выдающихся итальянских художников и математиков. Лучшим местом для экспозиции оказался Петербург. Толпа гостей и репортеров теснилась у входа в Пикетный зал Эрмитажа. Путь им преграждала широкая лента. Директор музея Михаил Пиотровский произнес короткую прочувствованную речь о том, что давно мечтал о выставке Пьеро делла Франческа — шедевры этого мастера никогда еще не пересекали границы России. И вот, наконец, 11 картин и фресок, а также редчайшие рукописи из музеев Италии, Испании, Франции и частных коллекций представляются в Петербурге.

Выставка Якоба Йорданса

В Эрмитаже открыта выставка Якоба Йорданса

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России», которая продлится до 26 мая. Жемчужиной коллекции стало знаменитое полотно «Оплакивание Христа», хранившееся в Александро-Невской лавре 225 лет и впервые покинувшее ее стены. Зрителям представлены картины всех жанров, в которых работал художник, и все этапы его творчества — с середины 1610-х до середины 1660-х годов.