Шемякин: Русское искусство выброшено с мировой арены

Русское искусство сегодня выброшено с мировой арены. Об этом в ходе дискуссии «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге заявил художник Михаил Шемякин.

Михаил Шемякин

«Русское искусство не просто находится на обочине, оно выброшено с мировой арены. И в этом наша вина. Потому что, во-первых, у нас постоянный комплекс. Мы стесняемся самих себя. Во-вторых, мы безобразно относимся к себе. И Запад практически не знает, кто мы такие. Например, мы все знаем Энди Уорхола. Но никто почти на Западе не знает, кто такой Тышлер, Лабас, великолепную школу соцреализма. Мы не умеем себя подать», — говорит он.

По его словам, на мир современного искусства сильно повлиял бизнес. Однако Россия была на протяжении 70 лет оторвана от экспериментов Запада и сейчас, пытаясь подражать им, выглядит клоуном. У страны особый путь в искусстве, считает художник.

«Мы создали высочайшее метафизическое искусство — это русская икона. Потом был второй взрыв, от которого двигалась и двигается западное американское искусство — это русский авангард. И третье — это собирание камней и создание чего-то нового, что опять окажет влияние на всю мировую культуру», — сообщил Шемякин. По его мнению, возрождение русского искусства может произойти в глубинке.

Доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Глеб Ершов отметил, что разочарован актуальным современным искусством. Разочарование это связано с тем, что «заветы 1968 года, что современное искусство объединит мир и поведет в даль светлую не оправдались». «Мир разорван, дискретен, разъединен. В том числе благодаря гаджетам, Интернету, который должен был людей объединить, но разъединяет их», — указал он. По его словам, создается ощущение, что «все разбрелись по своим норкам, хаткам».

В свою очередь профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Юрьева подчеркнула, что в современном искусстве нет течений или фигур, которые бы могли возглавить какое-либо направление. «А рынок мы делать не умеем. У нас нет опыта. Китай нам показал, что гениальный художественный рынок можно создать с нуля за несколько лет», — заявила она.

Татьяна Юрьева

Директор музея и художественной галереи Флориан Нотт заметил, что искусством начинают управлять дилеры, торговцы. По его словам, благодаря глобальной Сети формируется международная система, у которой есть и недостатки, и достоинства. «Многие художники вынуждены развивать отношения со СМИ. Они, как политики, вынуждены использовать и манипулировать СМИ», — указал он.

Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская считает, что искусство — это последняя надежда для современного человека, который очень сильно погружен в цифровой мир (подробнее — здесь).

Не вполне разделяет ее точку зрения художник Дмитрий Гутов. Он напомнил, что искусство как раз и явилось локомотивом разрушения гуманизма и всего, «что связано с человеческой теплотой». «Был лозунг — бросить все с корабля! Все светлое, теплое, человеческое… Развеять по ветру ваше домашнее тепло. Уничтожить в ноль. Выйти за ноль формы. Погасить экран искусства. И та новая реальность, которая действительно наступает… Искусство является локомотивом, который нас туда несет….», — уверен Гутов.

18 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.