В рамках МКФ состоятся премьеры и показы восьми спектаклей

С 16 по 18 ноября в Санкт-Петербурге показали три театральные премьеры, а также пять спектаклей в рамках Международного культурного форума (МКФ). Кроме того, состоятся мастер-классы и перформансы культовых мастеров сцены.

Китайская история любви

Программа ориентирована на самые разные категории зрителей и сформирована так, чтобы посещать постановки было максимально удобно.

Так, в первый день официальной работы МКФ, 16 ноября, в ТЮЗе имени Брянцева состоялась петербургская премьера спектакля «Дзяды». В Северной столице хорошо знакомы с творчеством Эймунтаса Някрошюса, но его «Дзяды» публика увидела впервые. На сцене ТЮЗа спектакль представила труппа варшавского театра «Народовы» — одного из ведущих и старейших театров Польши, чей первый спектакль состоялся в далеком 1765 году под патронатом короля Станислава Понятовского.

Новая работа Някрошюса вызывает немало споров у критиков: поэма Адама Мицкевича, которая легла в основу спектакля, неоднократно ставилась на театральных подмостках, но литовский режиссер предложил нетрадиционное прочтение знаменитого текста.

В день открытия форума также состоялась премьера балета «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Свою хореографическую версию в Эрмитажном театре показал Режис Обадиа (Франция), известный как создатель жанра videodance.

Интересным действом в первый день форума отметился Александринский театр. Там состоялся авторский перформанс Тадаси Судзуки «Сценические мифы и культура тела». Представление под названием «Сценические мифы и культура тела» — это сценическое размышление о физических основах театра. В ходе перформанса зритель понимает, что отношение к телу на сцене менялось от античного восприятия тела, как идеальной модели мира, через традиционное для японского театра понимание тела как универсального знака до современного осознания тела как инструмента.

На основной сцене Александринского театра 18 и 19 ноября будет представлен «Крокодил» по Достоевскому в постановке Валерия Фокина. Режиссер не случайно выбрал для постановки незаконченный рассказ «Крокодил». Его фантастический сюжет, когда мелкий чиновник, проглоченный крокодилом, не просто остается жив, но и, поучая всех и вся, становится властителем дум, необычайно актуален.

В субботу, 18 ноября, российскую премьеру международной версии спектакля «Прикасаемые. In touch» можно посмотреть на сцене БДТ имени Товстоногова. В отличие от первой версии, премьера которой состоялась в Театре Наций и заслужила множество театральных наград, новый вариант «Прикасаемых» наравне со слепоглухими актерами сыграют известные актеры из России, Великобритании и Франции.

Постановщиком стала Дженни Силей — художественный руководитель театральной компании Graeae. «В международной версии спектакля соблюдается принцип равноправия — слепоглухие герои теперь рассказывают свои истории самостоятельно. Если раньше профессиональные актеры выполняли лишь вспомогательную роль референтов от лица слепоглухих и просто рассказывали вербально за них истории, то теперь они вступают с героями в диалог, рассказывая и свои истории. Одним словом, это будет полноценное сотрудничество и коммуникация между двумя мирами», — рассказала драматург постановки Марина Крапивина.

В субботу же на новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля по мотивам произведений русских футуристов «Солнца ьнет». Она исследует тему Революции с неожиданной стороны. Молодой режиссер Антон Оконешников интерпретирует их тексты в соответствии с реалиями XXI века.

Спектакль построен как путешествие в будущее после гибели солнца — мрачный мир, где света нет вообще. Это перемещение во времена последних людей, говорящих на языке, в котором от слов остались только смысл и звуки.

Новая сцена Александринки также порадует спектаклем «Первая пьеса Чехова», который пройде 18 и 19 ноября. Публика увидит постановку ирландского театра Dead Centre, созданную по мотивам «Пьесы без названия» Чехова. В основе спектакля — критический взгляд на современное общество, поданый с помощью чеховских героев.

Китайская история любви

Пожалуй, одним из самых интересных театральных событий МКФ станет фестиваль китайской оперы «История любви», который пройдет с 16 по 18 ноября в Театре-фестивале «Балтийский дом».

Музыкальная драма в Китае — национальный вид искусства, в котором органично сплетаются пение, музыка, танец, сценические движение и речь, цирковое и боевое искусство. Фестиваль китайской оперы продемонстрирует эту многоликость петербургской публике.

Китайская история любви

В дни проведения фестиваля в разных пространствах «Балтийского дома» будут представлены экспозиции современных китайских художников — каллиграфа Ван Дунлина, мастера экспериментальной туши Пань Цзяньфэна и медиахудожника Ян Юнляна. Их работы помогут зрителю понять особенности традиционного китайского искусства и погрузиться в удивительный мир китайской оперы.

Китайская история любви

В первый день фестиваля Ван Дунлин представит публике каллиграфический перформанс: он перенесет тексты известных оперных арий на большие полотна под музыку культовой китайской оперы «Пионовая беседка». После состоится показ спектакля I/Fantasie, созданного известной шанхайской пианисткой Гу Цзетин совместно с солистами Театра оперы куньцюй из города Сучжоу. Эта история о силе любви, созданная в жанре site-specific, удивительным образом объединяет музыку Дебюсси, сценическое искусство оперы куньцюй и современный визуальный театр. В центре повествования — героиня пьесы «Пионовая беседка», дочь видного сановника, которая мечтает о счастье с юношей, пригрезившимся во сне.

Второй день фестиваля будет посвящен образовательной программе, которая заинтересует как профессионалов, так и любителей театра. На мастер-классах по сценическому языку китайской оперы расскажут об уникальной актерской технике, пластике, ритмических особенностях и приемах создания символов, а также основных видах грима.

Китайская история любви

Третий день фестиваля ознаменуется показом «Пионовой беседки». Спектакль поставлен в Сучжоуском театре оперы куньцюй по хрестоматийной драме выдающегося китайского драматурга и поэта XVI века Тан Сяньцзу, известного как «китайский Шекспир». Его полную версию продолжительностью более девяти часов в Китае играют на протяжении трех вечеров. В Санкт-Петербурге покажут только наиболее яркие, кульминационные сцены спектакля. Перед этим состоится лекция о художественном мире китайской музыкальной драмы.

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября. Организаторы — Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

17 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.