В рамках МКФ состоятся премьеры и показы восьми спектаклей

С 16 по 18 ноября в Санкт-Петербурге показали три театральные премьеры, а также пять спектаклей в рамках Международного культурного форума (МКФ). Кроме того, состоятся мастер-классы и перформансы культовых мастеров сцены.

Китайская история любви

Программа ориентирована на самые разные категории зрителей и сформирована так, чтобы посещать постановки было максимально удобно.

Так, в первый день официальной работы МКФ, 16 ноября, в ТЮЗе имени Брянцева состоялась петербургская премьера спектакля «Дзяды». В Северной столице хорошо знакомы с творчеством Эймунтаса Някрошюса, но его «Дзяды» публика увидела впервые. На сцене ТЮЗа спектакль представила труппа варшавского театра «Народовы» — одного из ведущих и старейших театров Польши, чей первый спектакль состоялся в далеком 1765 году под патронатом короля Станислава Понятовского.

Новая работа Някрошюса вызывает немало споров у критиков: поэма Адама Мицкевича, которая легла в основу спектакля, неоднократно ставилась на театральных подмостках, но литовский режиссер предложил нетрадиционное прочтение знаменитого текста.

В день открытия форума также состоялась премьера балета «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Свою хореографическую версию в Эрмитажном театре показал Режис Обадиа (Франция), известный как создатель жанра videodance.

Интересным действом в первый день форума отметился Александринский театр. Там состоялся авторский перформанс Тадаси Судзуки «Сценические мифы и культура тела». Представление под названием «Сценические мифы и культура тела» — это сценическое размышление о физических основах театра. В ходе перформанса зритель понимает, что отношение к телу на сцене менялось от античного восприятия тела, как идеальной модели мира, через традиционное для японского театра понимание тела как универсального знака до современного осознания тела как инструмента.

На основной сцене Александринского театра 18 и 19 ноября будет представлен «Крокодил» по Достоевскому в постановке Валерия Фокина. Режиссер не случайно выбрал для постановки незаконченный рассказ «Крокодил». Его фантастический сюжет, когда мелкий чиновник, проглоченный крокодилом, не просто остается жив, но и, поучая всех и вся, становится властителем дум, необычайно актуален.

В субботу, 18 ноября, российскую премьеру международной версии спектакля «Прикасаемые. In touch» можно посмотреть на сцене БДТ имени Товстоногова. В отличие от первой версии, премьера которой состоялась в Театре Наций и заслужила множество театральных наград, новый вариант «Прикасаемых» наравне со слепоглухими актерами сыграют известные актеры из России, Великобритании и Франции.

Постановщиком стала Дженни Силей — художественный руководитель театральной компании Graeae. «В международной версии спектакля соблюдается принцип равноправия — слепоглухие герои теперь рассказывают свои истории самостоятельно. Если раньше профессиональные актеры выполняли лишь вспомогательную роль референтов от лица слепоглухих и просто рассказывали вербально за них истории, то теперь они вступают с героями в диалог, рассказывая и свои истории. Одним словом, это будет полноценное сотрудничество и коммуникация между двумя мирами», — рассказала драматург постановки Марина Крапивина.

В субботу же на новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля по мотивам произведений русских футуристов «Солнца ьнет». Она исследует тему Революции с неожиданной стороны. Молодой режиссер Антон Оконешников интерпретирует их тексты в соответствии с реалиями XXI века.

Спектакль построен как путешествие в будущее после гибели солнца — мрачный мир, где света нет вообще. Это перемещение во времена последних людей, говорящих на языке, в котором от слов остались только смысл и звуки.

Новая сцена Александринки также порадует спектаклем «Первая пьеса Чехова», который пройде 18 и 19 ноября. Публика увидит постановку ирландского театра Dead Centre, созданную по мотивам «Пьесы без названия» Чехова. В основе спектакля — критический взгляд на современное общество, поданый с помощью чеховских героев.

Китайская история любви

Пожалуй, одним из самых интересных театральных событий МКФ станет фестиваль китайской оперы «История любви», который пройдет с 16 по 18 ноября в Театре-фестивале «Балтийский дом».

Музыкальная драма в Китае — национальный вид искусства, в котором органично сплетаются пение, музыка, танец, сценические движение и речь, цирковое и боевое искусство. Фестиваль китайской оперы продемонстрирует эту многоликость петербургской публике.

Китайская история любви

В дни проведения фестиваля в разных пространствах «Балтийского дома» будут представлены экспозиции современных китайских художников — каллиграфа Ван Дунлина, мастера экспериментальной туши Пань Цзяньфэна и медиахудожника Ян Юнляна. Их работы помогут зрителю понять особенности традиционного китайского искусства и погрузиться в удивительный мир китайской оперы.

Китайская история любви

В первый день фестиваля Ван Дунлин представит публике каллиграфический перформанс: он перенесет тексты известных оперных арий на большие полотна под музыку культовой китайской оперы «Пионовая беседка». После состоится показ спектакля I/Fantasie, созданного известной шанхайской пианисткой Гу Цзетин совместно с солистами Театра оперы куньцюй из города Сучжоу. Эта история о силе любви, созданная в жанре site-specific, удивительным образом объединяет музыку Дебюсси, сценическое искусство оперы куньцюй и современный визуальный театр. В центре повествования — героиня пьесы «Пионовая беседка», дочь видного сановника, которая мечтает о счастье с юношей, пригрезившимся во сне.

Второй день фестиваля будет посвящен образовательной программе, которая заинтересует как профессионалов, так и любителей театра. На мастер-классах по сценическому языку китайской оперы расскажут об уникальной актерской технике, пластике, ритмических особенностях и приемах создания символов, а также основных видах грима.

Китайская история любви

Третий день фестиваля ознаменуется показом «Пионовой беседки». Спектакль поставлен в Сучжоуском театре оперы куньцюй по хрестоматийной драме выдающегося китайского драматурга и поэта XVI века Тан Сяньцзу, известного как «китайский Шекспир». Его полную версию продолжительностью более девяти часов в Китае играют на протяжении трех вечеров. В Санкт-Петербурге покажут только наиболее яркие, кульминационные сцены спектакля. Перед этим состоится лекция о художественном мире китайской музыкальной драмы.

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября. Организаторы — Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

17 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».