В рамках МКФ состоятся премьеры и показы восьми спектаклей

С 16 по 18 ноября в Санкт-Петербурге показали три театральные премьеры, а также пять спектаклей в рамках Международного культурного форума (МКФ). Кроме того, состоятся мастер-классы и перформансы культовых мастеров сцены.

Китайская история любви

Программа ориентирована на самые разные категории зрителей и сформирована так, чтобы посещать постановки было максимально удобно.

Так, в первый день официальной работы МКФ, 16 ноября, в ТЮЗе имени Брянцева состоялась петербургская премьера спектакля «Дзяды». В Северной столице хорошо знакомы с творчеством Эймунтаса Някрошюса, но его «Дзяды» публика увидела впервые. На сцене ТЮЗа спектакль представила труппа варшавского театра «Народовы» — одного из ведущих и старейших театров Польши, чей первый спектакль состоялся в далеком 1765 году под патронатом короля Станислава Понятовского.

Новая работа Някрошюса вызывает немало споров у критиков: поэма Адама Мицкевича, которая легла в основу спектакля, неоднократно ставилась на театральных подмостках, но литовский режиссер предложил нетрадиционное прочтение знаменитого текста.

В день открытия форума также состоялась премьера балета «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Свою хореографическую версию в Эрмитажном театре показал Режис Обадиа (Франция), известный как создатель жанра videodance.

Интересным действом в первый день форума отметился Александринский театр. Там состоялся авторский перформанс Тадаси Судзуки «Сценические мифы и культура тела». Представление под названием «Сценические мифы и культура тела» — это сценическое размышление о физических основах театра. В ходе перформанса зритель понимает, что отношение к телу на сцене менялось от античного восприятия тела, как идеальной модели мира, через традиционное для японского театра понимание тела как универсального знака до современного осознания тела как инструмента.

На основной сцене Александринского театра 18 и 19 ноября будет представлен «Крокодил» по Достоевскому в постановке Валерия Фокина. Режиссер не случайно выбрал для постановки незаконченный рассказ «Крокодил». Его фантастический сюжет, когда мелкий чиновник, проглоченный крокодилом, не просто остается жив, но и, поучая всех и вся, становится властителем дум, необычайно актуален.

В субботу, 18 ноября, российскую премьеру международной версии спектакля «Прикасаемые. In touch» можно посмотреть на сцене БДТ имени Товстоногова. В отличие от первой версии, премьера которой состоялась в Театре Наций и заслужила множество театральных наград, новый вариант «Прикасаемых» наравне со слепоглухими актерами сыграют известные актеры из России, Великобритании и Франции.

Постановщиком стала Дженни Силей — художественный руководитель театральной компании Graeae. «В международной версии спектакля соблюдается принцип равноправия — слепоглухие герои теперь рассказывают свои истории самостоятельно. Если раньше профессиональные актеры выполняли лишь вспомогательную роль референтов от лица слепоглухих и просто рассказывали вербально за них истории, то теперь они вступают с героями в диалог, рассказывая и свои истории. Одним словом, это будет полноценное сотрудничество и коммуникация между двумя мирами», — рассказала драматург постановки Марина Крапивина.

В субботу же на новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля по мотивам произведений русских футуристов «Солнца ьнет». Она исследует тему Революции с неожиданной стороны. Молодой режиссер Антон Оконешников интерпретирует их тексты в соответствии с реалиями XXI века.

Спектакль построен как путешествие в будущее после гибели солнца — мрачный мир, где света нет вообще. Это перемещение во времена последних людей, говорящих на языке, в котором от слов остались только смысл и звуки.

Новая сцена Александринки также порадует спектаклем «Первая пьеса Чехова», который пройде 18 и 19 ноября. Публика увидит постановку ирландского театра Dead Centre, созданную по мотивам «Пьесы без названия» Чехова. В основе спектакля — критический взгляд на современное общество, поданый с помощью чеховских героев.

Китайская история любви

Пожалуй, одним из самых интересных театральных событий МКФ станет фестиваль китайской оперы «История любви», который пройдет с 16 по 18 ноября в Театре-фестивале «Балтийский дом».

Музыкальная драма в Китае — национальный вид искусства, в котором органично сплетаются пение, музыка, танец, сценические движение и речь, цирковое и боевое искусство. Фестиваль китайской оперы продемонстрирует эту многоликость петербургской публике.

Китайская история любви

В дни проведения фестиваля в разных пространствах «Балтийского дома» будут представлены экспозиции современных китайских художников — каллиграфа Ван Дунлина, мастера экспериментальной туши Пань Цзяньфэна и медиахудожника Ян Юнляна. Их работы помогут зрителю понять особенности традиционного китайского искусства и погрузиться в удивительный мир китайской оперы.

Китайская история любви

В первый день фестиваля Ван Дунлин представит публике каллиграфический перформанс: он перенесет тексты известных оперных арий на большие полотна под музыку культовой китайской оперы «Пионовая беседка». После состоится показ спектакля I/Fantasie, созданного известной шанхайской пианисткой Гу Цзетин совместно с солистами Театра оперы куньцюй из города Сучжоу. Эта история о силе любви, созданная в жанре site-specific, удивительным образом объединяет музыку Дебюсси, сценическое искусство оперы куньцюй и современный визуальный театр. В центре повествования — героиня пьесы «Пионовая беседка», дочь видного сановника, которая мечтает о счастье с юношей, пригрезившимся во сне.

Второй день фестиваля будет посвящен образовательной программе, которая заинтересует как профессионалов, так и любителей театра. На мастер-классах по сценическому языку китайской оперы расскажут об уникальной актерской технике, пластике, ритмических особенностях и приемах создания символов, а также основных видах грима.

Китайская история любви

Третий день фестиваля ознаменуется показом «Пионовой беседки». Спектакль поставлен в Сучжоуском театре оперы куньцюй по хрестоматийной драме выдающегося китайского драматурга и поэта XVI века Тан Сяньцзу, известного как «китайский Шекспир». Его полную версию продолжительностью более девяти часов в Китае играют на протяжении трех вечеров. В Санкт-Петербурге покажут только наиболее яркие, кульминационные сцены спектакля. Перед этим состоится лекция о художественном мире китайской музыкальной драмы.

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября. Организаторы — Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

17 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

выставка Веры Ильиной

Город, который никогда не был молодым

В выставочном зале Музея печати на набережной реки Мойки до конца августа можно посетить экспозицию графических листов Веры Ильиной. Серия петербургских пейзажей озаглавлена «Красная нить: уходящее прошлое». Вера Ильина родилась в 1962 году и мечтала стать художником еще в детстве. Она закончила Рисовальные классы в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина. В настоящее время занимается графикой, которой свойственна монохромная палитра, и основными инструментами являются соус, пастель, тушь, уголь, создает каллиграфические листы на базе русских исторических почерков. Но своей любимой техникой художница все же называет масляную живопись.

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.