В Главном штабе сыграют и обсудят музыку Революции

В субботу, 18 ноября, с 11:00 в атриуме Главного штаба Эрмитажа будет звучать музыка Революции. В рамках Международного культурного форума в сердце Санкт-Петербурге начнется музыкальный проект «Аккорд 1917-го», приуроченный к 100-летию Революции 1917 года в России.

Главный Штаб

Задача проекта — привлечь внимание к факту воздействия Революции на отечественную музыкальную культуру и на творческие процессы во всем мире. Мероприятие состоится в необычном формате, объединив научную дискуссию и концерт.

«Одной из тем, которую в этом году поднимает форум, является 100-летие Октябрьской революции. Что такое музыка революции и в чем ее сила? Именно здесь нам было интересно провести эксперимент по синтезу разных видов искусства и коммуникации, — отметил глава секции «Музыка», известный пианист Денис Мацуев. — Мы назвали проект «Аккорд 1917-го». В чем его главная отличительная особенность? Он включает в себя панельную дискуссию с участием всем известных спикеров мирового уровня, которые будут отвечать на поступающие вопросы в формате реального времени, и концерт в мультимедийном формате».

Денис Мацуев

Русская музыка обязана Революции расцветом массовых жанров, внедрением их в жанры элитарные, поиском новой образности и языка. Итогом процессов, вызванных к жизни 1917 годом в музыке, стало особое явление, называемое Советская музыкальная культура. Не обошли стороной русские революционные импульсы и Европу: идеология коммунизма на разных этапах вдохновляла композиторов Европы — от Ганса Эйслера до Луиджи Ноно. Проект «Аккорд 1917-го» представит эволюцию музыкальных форм и жанров под воздействием революционных процессов.

Концерт будет состоять из нескольких тематических блоков. Музыкальное путешествие начнется со знакомства с классикой Революции: прозвучит знаменитая «Марсельеза» и Увертюра Бетховена «Эгмонт». Отдельный блок будет посвящен революционной музыке Шостаковича, Прокофьева и Мясковского.

«Новые образы революции» представит Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета Мосолова «Сталь». О музыкальной культуре эпохи развитого социализма напомнят сцены из оперы Мурадели «Октябрь». В завершении концерта прозвучат эпизоды из балета Тищенко «Двенадцать» по поэме Александра Блока и произведение молодого петербургского композитора Настасьи Хрущевой «Медленно и неправильно». В концерте примет участие симфонический оркестр Мюзик-Холла «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело.

Музыкальному ряду будет аккомпанировать видеоряд — монтаж из кадров хроники, немого кино, фотографий, плакатов революции и других образцов визуального искусства Советской России.

В рамках научной дискуссии эксперты обсудят особенности музыкального предслышания Революции, поговорят о природе и значении музыки Революции, исследуют феномен революционности в музыке и авангарде, проанализируют воздействие Революции на развитие мировой музыки.

К участию в дискуссии приглашены известные музыканты-практики и историки музыки из России и Европы. Среди них: директор Мюзик-холла Юлия Стрижак, дирижеры Максим Шостакович и Фабио Мастранджело, профессоры из Германии Ханс-Йоахим Фрай и Штефан Вайсс, оперный режиссер Арно Бернар (Франция), доктор искусствоведения Ольга Манулкина, музыкальный критик Иосиф Райскин, композитор Настасья Хрущева и другие. Модератор дискуссии — Виктор Высоцкий, композитор, режиссер, арт-директор Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера всем», автор и ведущий цикла лекций «Воскресное предисловие с Виктором Высоцким» в Мариинском театре.

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября. Его организаторы — Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

17 ноября 2017 // рубрика: Стиль жизни Театры / музыка

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.