В Главном штабе сыграют и обсудят музыку Революции

В субботу, 18 ноября, с 11:00 в атриуме Главного штаба Эрмитажа будет звучать музыка Революции. В рамках Международного культурного форума в сердце Санкт-Петербурге начнется музыкальный проект «Аккорд 1917-го», приуроченный к 100-летию Революции 1917 года в России.

Главный Штаб

Задача проекта — привлечь внимание к факту воздействия Революции на отечественную музыкальную культуру и на творческие процессы во всем мире. Мероприятие состоится в необычном формате, объединив научную дискуссию и концерт.

«Одной из тем, которую в этом году поднимает форум, является 100-летие Октябрьской революции. Что такое музыка революции и в чем ее сила? Именно здесь нам было интересно провести эксперимент по синтезу разных видов искусства и коммуникации, — отметил глава секции «Музыка», известный пианист Денис Мацуев. — Мы назвали проект «Аккорд 1917-го». В чем его главная отличительная особенность? Он включает в себя панельную дискуссию с участием всем известных спикеров мирового уровня, которые будут отвечать на поступающие вопросы в формате реального времени, и концерт в мультимедийном формате».

Денис Мацуев

Русская музыка обязана Революции расцветом массовых жанров, внедрением их в жанры элитарные, поиском новой образности и языка. Итогом процессов, вызванных к жизни 1917 годом в музыке, стало особое явление, называемое Советская музыкальная культура. Не обошли стороной русские революционные импульсы и Европу: идеология коммунизма на разных этапах вдохновляла композиторов Европы — от Ганса Эйслера до Луиджи Ноно. Проект «Аккорд 1917-го» представит эволюцию музыкальных форм и жанров под воздействием революционных процессов.

Концерт будет состоять из нескольких тематических блоков. Музыкальное путешествие начнется со знакомства с классикой Революции: прозвучит знаменитая «Марсельеза» и Увертюра Бетховена «Эгмонт». Отдельный блок будет посвящен революционной музыке Шостаковича, Прокофьева и Мясковского.

«Новые образы революции» представит Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета Мосолова «Сталь». О музыкальной культуре эпохи развитого социализма напомнят сцены из оперы Мурадели «Октябрь». В завершении концерта прозвучат эпизоды из балета Тищенко «Двенадцать» по поэме Александра Блока и произведение молодого петербургского композитора Настасьи Хрущевой «Медленно и неправильно». В концерте примет участие симфонический оркестр Мюзик-Холла «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело.

Музыкальному ряду будет аккомпанировать видеоряд — монтаж из кадров хроники, немого кино, фотографий, плакатов революции и других образцов визуального искусства Советской России.

В рамках научной дискуссии эксперты обсудят особенности музыкального предслышания Революции, поговорят о природе и значении музыки Революции, исследуют феномен революционности в музыке и авангарде, проанализируют воздействие Революции на развитие мировой музыки.

К участию в дискуссии приглашены известные музыканты-практики и историки музыки из России и Европы. Среди них: директор Мюзик-холла Юлия Стрижак, дирижеры Максим Шостакович и Фабио Мастранджело, профессоры из Германии Ханс-Йоахим Фрай и Штефан Вайсс, оперный режиссер Арно Бернар (Франция), доктор искусствоведения Ольга Манулкина, музыкальный критик Иосиф Райскин, композитор Настасья Хрущева и другие. Модератор дискуссии — Виктор Высоцкий, композитор, режиссер, арт-директор Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера всем», автор и ведущий цикла лекций «Воскресное предисловие с Виктором Высоцким» в Мариинском театре.

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 16 по 18 ноября. Его организаторы — Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

17 ноября 2017 // рубрика: Стиль жизни Театры / музыка

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.