Олег Виноградов: Сегодня Кшесинскую не приняли бы ни в одну балетную труппу

Разница между искусством балета, да и в физической форме танцовщиц начала ХХ века и сегодняшнего дня — очень велика, рассказал известный хореограф Олег Виноградов на пресс-конференции, посвященной предстоящему гала-концерту в Северной столице. Этот вечер балета, который посвящен 80-летию самого Виноградова и 60-летию его творческой деятельности, вошел в программу Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.

Олег Виноградов

«Сейчас почему-то из балерины Матильды Кшесинской делают чудо, но в современном классическом балете на нее даже никто бы и не посмотрел! Ее бы близко не подпустили к балету — с ее формами и координацией. Но надо понимать, что в те времена была такая была эстетика. В то время танцовщицы были пышечками — есть документы и фотографии, свидетельствующие, что у балерин были развитые бедра, полные ноги, короткие шеи, а шага не было вообще. Эстетика развивалась — и слава Богу! Сегодня выдающиеся балерины — это само совершенство. Например, Светлана Захарова — это такое явление, которое бывает раз в сто, а то и двести лет. В ней великолепно все: и физические данные, и координация, и красота и чистота линий. Думаю, что ни одна балерина, фигурирующая в фильме «Матильда», не сможет сравниться с Захаровой», — рассказал Олег Виноградов.

По его словам, съемки балетов современными режиссерами, как правило, оставляют унылое впечатление. «Господа, вы не представляете, какая это чушь, какой позор — смотреть это! Я не беру тему, я не беру режиссуру, но им очень хочется влезть в ту природу, о которой они ничего не знают и понятия не имеют. Вы знаете, когда профессионалы балета смотрят любые фильмы, где есть хоть какая-то балетная тема, им просто стыдно за это», — пояснил хореограф.

Олег Виноградов видит функцию кино только в том, чтобы фиксировать на видео то, что нельзя задокументировать иначе — сам танец, поскольку его нельзя записать как ноты. «Я пытался это сделать в сотрудничестве с коллегами на протяжении трех лет. Мы изучали все системы, но пришли к выводу, что балет записать невозможно. Поэтому тут на помощь приходит кинофильм, видеофиксация движения, состояния артиста, его мастерства, владения школой, техникой, лексикой танца.

Тем не менее, балетмейстер отметил, что «поддержал бы нашего императора в том, что он полюбил балерину». «Я тоже люблю балерин, но Кшесинскую я вряд ли бы полюбил. Моя жена, несмотря на то, что она 22 лет балетной карьеры уже 17 лет провела на пенсии, форму не потеряла. Я люблю таких, как она, а император, видимо, любил других. И наверное, ее было за что любить», — с улыбкой отметил Олег Виноградов.

Матильда

Он напомнил, что Мариус Петипа занимал Кшесинскую в своих спектаклях, давая ведущие роли. «Это уже потом появились такие выдающиеся балерины, как Спесивцева, Осипенко, Макарова, Захарова, Махалина. Эти танцовщицы обладают физическим совершенством именно благодаря балету… Эта система совершенствует мышцы, координацию, пропорции, и она уникальна. В ней все продумано и гениально. Это такой вид искусства, который познать до конца невозможно, но он привлекает всех», — рассказал хореограф.

Олег Виноградов подчеркнул, что в классическом балете нет ни одной некрасивой позы или движения. «Этот потрясающий мир создан для служения красоте женского тела. Что может быть красивей женщины, созданной Господом Богом? Ничего! Балет именно этим и занимается. Он создан для воспевания женской красоты, а это — весь мир. Таково мое кредо», — заявил он.

Пресс-конференция Олега Виноградова

Гала-концерт «Балетмейстер» в честь 80-летия Олега Виноградова пройдет в БКЗ «Октябрьский» 16 ноября. В спектакле примут участие Юлия Степанова, Денис Родькин, Ольга Смирнова и Семен Чудин, Мария Александрова и Владислав Лантратов (Большой театр); Юлия Махалина, Фарух Рузиматов, Антон Корсаков, Игорь Колб и Алиса Петренко, Кристина Шапран и Тимур Аскеров, Александра Иосифиди, Надежда Батоева и Эрнест Латыпов (Мариинский театр); Анастасия Матвиенко и Денис Матвиенко (Новосибирск); Люсия Лакарра (Испания) и Марлон Дино (Германия), Эдриан Блейк Митчелл (США), Оскар Хокинс (США), Хэймин Хван и Цайонг Ом (Южная Корея), а также учащиеся Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Интервью Олега Виноградова «Петербургскому авангарду» читайте здесь.

14 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Трезвые

Премьера «Трезвых» состоится в «Упсала цирке»

Спектакль «Трезвые» покажут на площадке «Упсала цирка» (Свердловская набережная, 44Ф) 28 и 29 ноября (20:00). Эту постановку подготовили артисты театрального товарищества «Комик-трест» во главе с Наталией Фиссон при участии актера Андрея Урганта, солиста группы «Аукцыон» Олега Гаркуши и художника Дмитрия Шагина. Они рассказали о предстоящей премьере на пресс-конференции.

Диана Вишнева

Context. Diana Vishneva закрылся большим гала-концером в Мариинском

Вечером воскресенья, 19 ноября, на исторической сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге прошло торжественное закрытие пятого Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Зрители вечера увидели выступления ведущих балетных артистов из Великобритании, США, Германии, Нидерландов.

Плоды Просвещения

«Плоды Просвещения»: Сад познания средь серых многоэтажек

Созданное в торгово-развлекательном комплексе «Гранд Каньон» (проспект Энгельса, 154А) пространство для детских игр и развития под названием «Дивный город» — яркий пример того, что хорошие намерения иногда все же находят своих адресатов. Для тех петербуржцев, которым довелось жить на северной окраине города — ближайшей станцией метро является «Проспект Просвещения». Здесь, среди не слишком приветливых и живописных пейзажей, тусклых зимой и удушливых летом, «Дивный город» — это прекрасная возможность видеть красивое, наслаждаться им и прививать эту привычку своим детям.

Хосейн Нуршаг

Хосейн Нуршаг: То, что требует усилия для сохранения, уже умерло

В концертном зале «Колизей» 22 ноября выступят иранские музыканты с программой «Ушедший караван». Публика сможет насладиться авазом — уникальным аутентичным иранским пением в сопровождении исфаханского ансамбля «Фераг». Солировать будет певец Хосейн Нуршаг, который рассказал «Петербургскому авангарду», как рождается аваз, почему не стыдно плакать, что разделяет Россию и Иран и надо ли сохранять традиции.

Олег Виноградов, Николай Цискаридзе

«Балетмейстер» завершил первый день работы МКФ

Гала-концерт «Балетмейстер» в БКЗ «Октябрьский» был посвящен 80-летию известного балетмейстера Олега Виноградова, а также 60-летию его творческой деятельности. Грандиозный вечер балета включен в программу VI Международного культурного форума, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге.

Премия Аврора

Боярский, Дунаевский и Дога дали старт «Авроре»

В Санкт-Петербурге 15 ноября прошла торжественная церемония вручения первой Музыкальной премии кино и телевидения «Аврора». В этот вечер гости торжества, которое состоялось в киноцентре «Родина» (Караванная улица, 12), стали свидетелями уникального мероприятия, нацеленного на повышение качества музыкального оформления отечественных фильмов и увеличение количества музыкальных кинокартин.