Олег Виноградов: Сегодня Кшесинскую не приняли бы ни в одну балетную труппу

Разница между искусством балета, да и в физической форме танцовщиц начала ХХ века и сегодняшнего дня — очень велика, рассказал известный хореограф Олег Виноградов на пресс-конференции, посвященной предстоящему гала-концерту в Северной столице. Этот вечер балета, который посвящен 80-летию самого Виноградова и 60-летию его творческой деятельности, вошел в программу Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.

Олег Виноградов

«Сейчас почему-то из балерины Матильды Кшесинской делают чудо, но в современном классическом балете на нее даже никто бы и не посмотрел! Ее бы близко не подпустили к балету — с ее формами и координацией. Но надо понимать, что в те времена была такая была эстетика. В то время танцовщицы были пышечками — есть документы и фотографии, свидетельствующие, что у балерин были развитые бедра, полные ноги, короткие шеи, а шага не было вообще. Эстетика развивалась — и слава Богу! Сегодня выдающиеся балерины — это само совершенство. Например, Светлана Захарова — это такое явление, которое бывает раз в сто, а то и двести лет. В ней великолепно все: и физические данные, и координация, и красота и чистота линий. Думаю, что ни одна балерина, фигурирующая в фильме «Матильда», не сможет сравниться с Захаровой», — рассказал Олег Виноградов.

По его словам, съемки балетов современными режиссерами, как правило, оставляют унылое впечатление. «Господа, вы не представляете, какая это чушь, какой позор — смотреть это! Я не беру тему, я не беру режиссуру, но им очень хочется влезть в ту природу, о которой они ничего не знают и понятия не имеют. Вы знаете, когда профессионалы балета смотрят любые фильмы, где есть хоть какая-то балетная тема, им просто стыдно за это», — пояснил хореограф.

Олег Виноградов видит функцию кино только в том, чтобы фиксировать на видео то, что нельзя задокументировать иначе — сам танец, поскольку его нельзя записать как ноты. «Я пытался это сделать в сотрудничестве с коллегами на протяжении трех лет. Мы изучали все системы, но пришли к выводу, что балет записать невозможно. Поэтому тут на помощь приходит кинофильм, видеофиксация движения, состояния артиста, его мастерства, владения школой, техникой, лексикой танца.

Тем не менее, балетмейстер отметил, что «поддержал бы нашего императора в том, что он полюбил балерину». «Я тоже люблю балерин, но Кшесинскую я вряд ли бы полюбил. Моя жена, несмотря на то, что она 22 лет балетной карьеры уже 17 лет провела на пенсии, форму не потеряла. Я люблю таких, как она, а император, видимо, любил других. И наверное, ее было за что любить», — с улыбкой отметил Олег Виноградов.

Матильда

Он напомнил, что Мариус Петипа занимал Кшесинскую в своих спектаклях, давая ведущие роли. «Это уже потом появились такие выдающиеся балерины, как Спесивцева, Осипенко, Макарова, Захарова, Махалина. Эти танцовщицы обладают физическим совершенством именно благодаря балету… Эта система совершенствует мышцы, координацию, пропорции, и она уникальна. В ней все продумано и гениально. Это такой вид искусства, который познать до конца невозможно, но он привлекает всех», — рассказал хореограф.

Олег Виноградов подчеркнул, что в классическом балете нет ни одной некрасивой позы или движения. «Этот потрясающий мир создан для служения красоте женского тела. Что может быть красивей женщины, созданной Господом Богом? Ничего! Балет именно этим и занимается. Он создан для воспевания женской красоты, а это — весь мир. Таково мое кредо», — заявил он.

Пресс-конференция Олега Виноградова

Гала-концерт «Балетмейстер» в честь 80-летия Олега Виноградова пройдет в БКЗ «Октябрьский» 16 ноября. В спектакле примут участие Юлия Степанова, Денис Родькин, Ольга Смирнова и Семен Чудин, Мария Александрова и Владислав Лантратов (Большой театр); Юлия Махалина, Фарух Рузиматов, Антон Корсаков, Игорь Колб и Алиса Петренко, Кристина Шапран и Тимур Аскеров, Александра Иосифиди, Надежда Батоева и Эрнест Латыпов (Мариинский театр); Анастасия Матвиенко и Денис Матвиенко (Новосибирск); Люсия Лакарра (Испания) и Марлон Дино (Германия), Эдриан Блейк Митчелл (США), Оскар Хокинс (США), Хэймин Хван и Цайонг Ом (Южная Корея), а также учащиеся Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Интервью Олега Виноградова «Петербургскому авангарду» читайте здесь.

14 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.