Олег Виноградов: Сегодня Кшесинскую не приняли бы ни в одну балетную труппу

Разница между искусством балета, да и в физической форме танцовщиц начала ХХ века и сегодняшнего дня — очень велика, рассказал известный хореограф Олег Виноградов на пресс-конференции, посвященной предстоящему гала-концерту в Северной столице. Этот вечер балета, который посвящен 80-летию самого Виноградова и 60-летию его творческой деятельности, вошел в программу Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.

Олег Виноградов

«Сейчас почему-то из балерины Матильды Кшесинской делают чудо, но в современном классическом балете на нее даже никто бы и не посмотрел! Ее бы близко не подпустили к балету — с ее формами и координацией. Но надо понимать, что в те времена была такая была эстетика. В то время танцовщицы были пышечками — есть документы и фотографии, свидетельствующие, что у балерин были развитые бедра, полные ноги, короткие шеи, а шага не было вообще. Эстетика развивалась — и слава Богу! Сегодня выдающиеся балерины — это само совершенство. Например, Светлана Захарова — это такое явление, которое бывает раз в сто, а то и двести лет. В ней великолепно все: и физические данные, и координация, и красота и чистота линий. Думаю, что ни одна балерина, фигурирующая в фильме «Матильда», не сможет сравниться с Захаровой», — рассказал Олег Виноградов.

По его словам, съемки балетов современными режиссерами, как правило, оставляют унылое впечатление. «Господа, вы не представляете, какая это чушь, какой позор — смотреть это! Я не беру тему, я не беру режиссуру, но им очень хочется влезть в ту природу, о которой они ничего не знают и понятия не имеют. Вы знаете, когда профессионалы балета смотрят любые фильмы, где есть хоть какая-то балетная тема, им просто стыдно за это», — пояснил хореограф.

Олег Виноградов видит функцию кино только в том, чтобы фиксировать на видео то, что нельзя задокументировать иначе — сам танец, поскольку его нельзя записать как ноты. «Я пытался это сделать в сотрудничестве с коллегами на протяжении трех лет. Мы изучали все системы, но пришли к выводу, что балет записать невозможно. Поэтому тут на помощь приходит кинофильм, видеофиксация движения, состояния артиста, его мастерства, владения школой, техникой, лексикой танца.

Тем не менее, балетмейстер отметил, что «поддержал бы нашего императора в том, что он полюбил балерину». «Я тоже люблю балерин, но Кшесинскую я вряд ли бы полюбил. Моя жена, несмотря на то, что она 22 лет балетной карьеры уже 17 лет провела на пенсии, форму не потеряла. Я люблю таких, как она, а император, видимо, любил других. И наверное, ее было за что любить», — с улыбкой отметил Олег Виноградов.

Матильда

Он напомнил, что Мариус Петипа занимал Кшесинскую в своих спектаклях, давая ведущие роли. «Это уже потом появились такие выдающиеся балерины, как Спесивцева, Осипенко, Макарова, Захарова, Махалина. Эти танцовщицы обладают физическим совершенством именно благодаря балету… Эта система совершенствует мышцы, координацию, пропорции, и она уникальна. В ней все продумано и гениально. Это такой вид искусства, который познать до конца невозможно, но он привлекает всех», — рассказал хореограф.

Олег Виноградов подчеркнул, что в классическом балете нет ни одной некрасивой позы или движения. «Этот потрясающий мир создан для служения красоте женского тела. Что может быть красивей женщины, созданной Господом Богом? Ничего! Балет именно этим и занимается. Он создан для воспевания женской красоты, а это — весь мир. Таково мое кредо», — заявил он.

Пресс-конференция Олега Виноградова

Гала-концерт «Балетмейстер» в честь 80-летия Олега Виноградова пройдет в БКЗ «Октябрьский» 16 ноября. В спектакле примут участие Юлия Степанова, Денис Родькин, Ольга Смирнова и Семен Чудин, Мария Александрова и Владислав Лантратов (Большой театр); Юлия Махалина, Фарух Рузиматов, Антон Корсаков, Игорь Колб и Алиса Петренко, Кристина Шапран и Тимур Аскеров, Александра Иосифиди, Надежда Батоева и Эрнест Латыпов (Мариинский театр); Анастасия Матвиенко и Денис Матвиенко (Новосибирск); Люсия Лакарра (Испания) и Марлон Дино (Германия), Эдриан Блейк Митчелл (США), Оскар Хокинс (США), Хэймин Хван и Цайонг Ом (Южная Корея), а также учащиеся Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Интервью Олега Виноградова «Петербургскому авангарду» читайте здесь.

14 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Мировая премьера фильма «Мальчик русский», снятого на Ленфильме, состоится в Берлине

«Порядок слов» празднует день рождения скидками и подарками

В Петербурге появился арт-объект, символизирующий равнодушие властей

В Петербурге открывается выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается»

Башня святого Олафа в Выборге открыта для посетителей

Президентская библиотека расскажет о выставке Карла Буллы в Берлине

Танцующий «Самурай Нобунага» выйдет на сцену Театра Комиссаржевской

Музыкальным руководителем Михайловского театра станет Александр Ведерников

В Петербурге к 75-летию снятия блокады Ленинграда организованы экскурсии к башне ПВО

РНБ напомнит о подвиге библиотекарей в годы блокады Ленинграда

В «Авроре» пройдет «Праздник музыки The Beatles»

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.

Максим Леонидов

Максим Леонидов: Я никогда не стремился быть «своим»

В середине декабря 2018 года в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона состоялась презентация книг артиста и музыканта, одного из основателей знаменитого бит-квартета «Секрет» Максима Леонидова, выпущенных в прошлом году издательством «Эксмо». Первая из них – ярко и емко написанная автобиография «Я оглянулся посмотреть», увидевшая свет еще в 2011 году и во второй редакции дополненная. Вторая – поэтический сборник «Все это и есть любовь». В нем собраны стихи и тексты песен, которые вывели автора на первые строчки отечественных хит-парадов. Название одной из них и стало титулом книги.

Театр Алеко

Театр «Алеко» и его этюды в легких тонах

Камерный театр «Алеко», расположенный в зоне непритязательных построек на проспекте Юрия Гагарина, является одним из самых молодых, самых семейных и самых новогодних театров Санкт-Петербурга. Ведь основной его аудиторией являются дети. Причем они не только смотрят постановки и веселятся на новогодних утренниках, но и перенимают сценическое искусство в его стенах. В театре постоянно работает детская студия, а его уютные интерьеры, оформление в теплой палитре и с минимумом декора, зато с непременными атрибутами детства — мягкие игрушки, роспись на стенах, скафандр космонавта в фойе — возвращает в юные и беззаботные годы даже самых серьезных зрителей. Примечательно, что «Алеко» успешно сочетает в своем репертуаре детские и взрослые спектакли, находя баланс между восприятием праздника на разных этапах жизни.