В Выборге открылась выставка фламандского искусства из Эрмитажа

В Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» (улица Ладанова, 1) открывается выставка «Фламандское искусство XVII века из собрания Государственного Эрмитажа», которая продлится до апреля 2018 года. В составе экспозиции — 120 произведений, включая живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, оружие.

фламандское искусство

Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. В этом городе жил Питер Пауль Рубенс(1577-1640) – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства. Творчество великого мастера оказало огромное влияние на всю художественную культуру Фландрии XVII века.

Питер Пауль Рубенс представлен на выставке одной из лучших картин так называемого «кабинетного» формата ‒ «Уход Агари из дома Авраама». Рубенс выступает здесь как тонкий знаток человеческой психологии. Художник показывает сложные взаимоотношения между персонажами, каждое из действующих лиц получает точную и выразительную характеристику: исполненная достоинства, ждущая младенца служанка Агарь, изгоняемая из дома; негодующая Сарра, смущенный происходящим Авраам. Подобные «кабинетные» произведения особенно ценились коллекционерами.

«Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины, небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов» или «кунсткамер» ‒ частных коллекций всевозможных редкостей. Они являлись прообразом будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетии особенно много таких «кунсткамер» было в Антверпене.

фламандское искусство

Жанровый диапазон «кабинетной» живописи был велик. Художники писали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты.

Превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является «Апостол Петр» (1617-1618), ранняя работа Антониса Ван Дейка (1599-1641), исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал живописца «лучшим своим учеником». «Апостол Петр» Ван Дейка представляет собой изображение конкретного лица – Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии святого Луки, который позировал многим художникам.

«Крестьяне, играющие в кости» (1640), «Живописец в своей мастерской» (1641), «Дуэт» (начало 1640-х), «Приморская гавань» (1650-е) – произведения одного из выдающихся мастеров своего времени Давида Тенирса Младшего (1610-1690), прославившегося как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта.

Другим ярким представителем фламандской школы живописи был Ян Брейгель Старший (Бархатный) ‒ младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30-1569). Он удивлял современников мастерством передачи мельчайших деталей изображаемых предметов и вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи. На выставке демонстрируется подлинный шедевр кабинетного искусства кисти художника ‒ «Лесной пейзаж» (Отдых на пути в Египет)»(1607). Это один из лучших пейзажей Брейгеля по миниатюрной тонкости живописи и царящему в картине настроению покоя.

В составе экспозиции произведения многих других мастеров «кабинетной» живописи: Луиса де Колери (до 1582-1621/22) – «Аллегория пяти чувств» (1620), Франса Франкена II (1581-1642) – «Семь дел милосердия» (ок 1617), Иеронима Янсенса (1624-1693) – «Блудный сын» (1640-е), Давида Рейкарта III (1612-1661) – «Вынужденное бездействие Марса» (между 1649 и 1651), Даниеля Сегерса (1590-1661) ‒ «Гирлянда цветов вокруг изображений младенца Христа и Иоанна» (начало 1650-х).

Для фламандского искусства XVII век является эпохой расцвета во всех областях художественной деятельности. Влияние Рубенса распространялось на все виды искусства, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. Образы и мотивы его произведений вдохновляли многих мастеров прикладного искусства не только во Фландрии, но и за ее пределами в первую очередь в Голландии и Германии.

фламандское искусство

На выставке показаны две шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика XIII, в композициях которых определяется новый тип стенных ковров с ярко выраженными чертами стиля барокко.

Во Фландрии XVII столетия была популярна резьба по слоновой кости. Благодаря влиянию Рубенса, создававшего рисунки, которые служили образцами для резчиков по кости, многие мастера начали работать с этим материалом, воплощая в своих произведениях идеалы стиля барокко. Ярким примером пластики из слоновой кости является барельеф «Спящие Амур и Психея» (первая половина XVII века), созданный в мастерской Рубенса.

Одним из характерных видов художественного ремесла этого времени являлось изготовление кружев. Фламандские кружева плелись на коклюшках и отличались необыкновенной тонкостью. Великолепные изделия мастеров, среди которых воротники, накидки, пелерины, фрагменты кружев включены в состав нынешней выставки.

Дополняют экспозицию образцы западноевропейского оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство изделий подобного рода.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Фламандское искусство XVII века. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. Оружие из собрания Государственного Эрмитажа» (Издательство «Славия», 2017).

4 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юлиан Табаков

Юлиан Табаков: Самая высокая театральная культура — в России

В петербургском Театре юных зрителей имени Брянцева готовится к постановке «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру. Комедия со множеством драматических поворотов, с интригой, где, по задумке автора, ревность способна разрушить не одну судьбу — спектакль исключительно для взрослых зрителей. В ТЮЗ приехала готовая международная команда: режиссер Уланбек Баялиев — родом из Киргизии, ученик Сергея Женовача, и художник Юлиан Табаков — болгарин по происхождению, гражданин Швеции. Музыку к спектаклю пишет известный литовский театральный композитор, много работающий с Римасом Туминасом — Фаустас Латенас. Это и «Дядя Ваня», и «Онегин», и «Царь Эдип»…

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и огромных, жутких разочарованиях.