В Выборге открылась выставка фламандского искусства из Эрмитажа

В Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» (улица Ладанова, 1) открывается выставка «Фламандское искусство XVII века из собрания Государственного Эрмитажа», которая продлится до апреля 2018 года. В составе экспозиции — 120 произведений, включая живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, оружие.

фламандское искусство

Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. В этом городе жил Питер Пауль Рубенс(1577-1640) – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства. Творчество великого мастера оказало огромное влияние на всю художественную культуру Фландрии XVII века.

Питер Пауль Рубенс представлен на выставке одной из лучших картин так называемого «кабинетного» формата ‒ «Уход Агари из дома Авраама». Рубенс выступает здесь как тонкий знаток человеческой психологии. Художник показывает сложные взаимоотношения между персонажами, каждое из действующих лиц получает точную и выразительную характеристику: исполненная достоинства, ждущая младенца служанка Агарь, изгоняемая из дома; негодующая Сарра, смущенный происходящим Авраам. Подобные «кабинетные» произведения особенно ценились коллекционерами.

«Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины, небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов» или «кунсткамер» ‒ частных коллекций всевозможных редкостей. Они являлись прообразом будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетии особенно много таких «кунсткамер» было в Антверпене.

фламандское искусство

Жанровый диапазон «кабинетной» живописи был велик. Художники писали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты.

Превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является «Апостол Петр» (1617-1618), ранняя работа Антониса Ван Дейка (1599-1641), исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал живописца «лучшим своим учеником». «Апостол Петр» Ван Дейка представляет собой изображение конкретного лица – Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии святого Луки, который позировал многим художникам.

«Крестьяне, играющие в кости» (1640), «Живописец в своей мастерской» (1641), «Дуэт» (начало 1640-х), «Приморская гавань» (1650-е) – произведения одного из выдающихся мастеров своего времени Давида Тенирса Младшего (1610-1690), прославившегося как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта.

Другим ярким представителем фламандской школы живописи был Ян Брейгель Старший (Бархатный) ‒ младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30-1569). Он удивлял современников мастерством передачи мельчайших деталей изображаемых предметов и вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи. На выставке демонстрируется подлинный шедевр кабинетного искусства кисти художника ‒ «Лесной пейзаж» (Отдых на пути в Египет)»(1607). Это один из лучших пейзажей Брейгеля по миниатюрной тонкости живописи и царящему в картине настроению покоя.

В составе экспозиции произведения многих других мастеров «кабинетной» живописи: Луиса де Колери (до 1582-1621/22) – «Аллегория пяти чувств» (1620), Франса Франкена II (1581-1642) – «Семь дел милосердия» (ок 1617), Иеронима Янсенса (1624-1693) – «Блудный сын» (1640-е), Давида Рейкарта III (1612-1661) – «Вынужденное бездействие Марса» (между 1649 и 1651), Даниеля Сегерса (1590-1661) ‒ «Гирлянда цветов вокруг изображений младенца Христа и Иоанна» (начало 1650-х).

Для фламандского искусства XVII век является эпохой расцвета во всех областях художественной деятельности. Влияние Рубенса распространялось на все виды искусства, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. Образы и мотивы его произведений вдохновляли многих мастеров прикладного искусства не только во Фландрии, но и за ее пределами в первую очередь в Голландии и Германии.

фламандское искусство

На выставке показаны две шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика XIII, в композициях которых определяется новый тип стенных ковров с ярко выраженными чертами стиля барокко.

Во Фландрии XVII столетия была популярна резьба по слоновой кости. Благодаря влиянию Рубенса, создававшего рисунки, которые служили образцами для резчиков по кости, многие мастера начали работать с этим материалом, воплощая в своих произведениях идеалы стиля барокко. Ярким примером пластики из слоновой кости является барельеф «Спящие Амур и Психея» (первая половина XVII века), созданный в мастерской Рубенса.

Одним из характерных видов художественного ремесла этого времени являлось изготовление кружев. Фламандские кружева плелись на коклюшках и отличались необыкновенной тонкостью. Великолепные изделия мастеров, среди которых воротники, накидки, пелерины, фрагменты кружев включены в состав нынешней выставки.

Дополняют экспозицию образцы западноевропейского оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство изделий подобного рода.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Фламандское искусство XVII века. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. Оружие из собрания Государственного Эрмитажа» (Издательство «Славия», 2017).

4 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.