В Выборге открылась выставка фламандского искусства из Эрмитажа

В Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» (улица Ладанова, 1) открывается выставка «Фламандское искусство XVII века из собрания Государственного Эрмитажа», которая продлится до апреля 2018 года. В составе экспозиции — 120 произведений, включая живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, оружие.

фламандское искусство

Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. В этом городе жил Питер Пауль Рубенс(1577-1640) – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства. Творчество великого мастера оказало огромное влияние на всю художественную культуру Фландрии XVII века.

Питер Пауль Рубенс представлен на выставке одной из лучших картин так называемого «кабинетного» формата ‒ «Уход Агари из дома Авраама». Рубенс выступает здесь как тонкий знаток человеческой психологии. Художник показывает сложные взаимоотношения между персонажами, каждое из действующих лиц получает точную и выразительную характеристику: исполненная достоинства, ждущая младенца служанка Агарь, изгоняемая из дома; негодующая Сарра, смущенный происходящим Авраам. Подобные «кабинетные» произведения особенно ценились коллекционерами.

«Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины, небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов» или «кунсткамер» ‒ частных коллекций всевозможных редкостей. Они являлись прообразом будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетии особенно много таких «кунсткамер» было в Антверпене.

фламандское искусство

Жанровый диапазон «кабинетной» живописи был велик. Художники писали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты.

Превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является «Апостол Петр» (1617-1618), ранняя работа Антониса Ван Дейка (1599-1641), исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал живописца «лучшим своим учеником». «Апостол Петр» Ван Дейка представляет собой изображение конкретного лица – Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии святого Луки, который позировал многим художникам.

«Крестьяне, играющие в кости» (1640), «Живописец в своей мастерской» (1641), «Дуэт» (начало 1640-х), «Приморская гавань» (1650-е) – произведения одного из выдающихся мастеров своего времени Давида Тенирса Младшего (1610-1690), прославившегося как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта.

Другим ярким представителем фламандской школы живописи был Ян Брейгель Старший (Бархатный) ‒ младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30-1569). Он удивлял современников мастерством передачи мельчайших деталей изображаемых предметов и вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи. На выставке демонстрируется подлинный шедевр кабинетного искусства кисти художника ‒ «Лесной пейзаж» (Отдых на пути в Египет)»(1607). Это один из лучших пейзажей Брейгеля по миниатюрной тонкости живописи и царящему в картине настроению покоя.

В составе экспозиции произведения многих других мастеров «кабинетной» живописи: Луиса де Колери (до 1582-1621/22) – «Аллегория пяти чувств» (1620), Франса Франкена II (1581-1642) – «Семь дел милосердия» (ок 1617), Иеронима Янсенса (1624-1693) – «Блудный сын» (1640-е), Давида Рейкарта III (1612-1661) – «Вынужденное бездействие Марса» (между 1649 и 1651), Даниеля Сегерса (1590-1661) ‒ «Гирлянда цветов вокруг изображений младенца Христа и Иоанна» (начало 1650-х).

Для фламандского искусства XVII век является эпохой расцвета во всех областях художественной деятельности. Влияние Рубенса распространялось на все виды искусства, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. Образы и мотивы его произведений вдохновляли многих мастеров прикладного искусства не только во Фландрии, но и за ее пределами в первую очередь в Голландии и Германии.

фламандское искусство

На выставке показаны две шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика XIII, в композициях которых определяется новый тип стенных ковров с ярко выраженными чертами стиля барокко.

Во Фландрии XVII столетия была популярна резьба по слоновой кости. Благодаря влиянию Рубенса, создававшего рисунки, которые служили образцами для резчиков по кости, многие мастера начали работать с этим материалом, воплощая в своих произведениях идеалы стиля барокко. Ярким примером пластики из слоновой кости является барельеф «Спящие Амур и Психея» (первая половина XVII века), созданный в мастерской Рубенса.

Одним из характерных видов художественного ремесла этого времени являлось изготовление кружев. Фламандские кружева плелись на коклюшках и отличались необыкновенной тонкостью. Великолепные изделия мастеров, среди которых воротники, накидки, пелерины, фрагменты кружев включены в состав нынешней выставки.

Дополняют экспозицию образцы западноевропейского оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство изделий подобного рода.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Фламандское искусство XVII века. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. Оружие из собрания Государственного Эрмитажа» (Издательство «Славия», 2017).

4 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.