В Выборге открылась выставка фламандского искусства из Эрмитажа

В Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» (улица Ладанова, 1) открывается выставка «Фламандское искусство XVII века из собрания Государственного Эрмитажа», которая продлится до апреля 2018 года. В составе экспозиции — 120 произведений, включая живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, оружие.

фламандское искусство

Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. В этом городе жил Питер Пауль Рубенс(1577-1640) – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства. Творчество великого мастера оказало огромное влияние на всю художественную культуру Фландрии XVII века.

Питер Пауль Рубенс представлен на выставке одной из лучших картин так называемого «кабинетного» формата ‒ «Уход Агари из дома Авраама». Рубенс выступает здесь как тонкий знаток человеческой психологии. Художник показывает сложные взаимоотношения между персонажами, каждое из действующих лиц получает точную и выразительную характеристику: исполненная достоинства, ждущая младенца служанка Агарь, изгоняемая из дома; негодующая Сарра, смущенный происходящим Авраам. Подобные «кабинетные» произведения особенно ценились коллекционерами.

«Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины, небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов» или «кунсткамер» ‒ частных коллекций всевозможных редкостей. Они являлись прообразом будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетии особенно много таких «кунсткамер» было в Антверпене.

фламандское искусство

Жанровый диапазон «кабинетной» живописи был велик. Художники писали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты.

Превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является «Апостол Петр» (1617-1618), ранняя работа Антониса Ван Дейка (1599-1641), исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал живописца «лучшим своим учеником». «Апостол Петр» Ван Дейка представляет собой изображение конкретного лица – Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии святого Луки, который позировал многим художникам.

«Крестьяне, играющие в кости» (1640), «Живописец в своей мастерской» (1641), «Дуэт» (начало 1640-х), «Приморская гавань» (1650-е) – произведения одного из выдающихся мастеров своего времени Давида Тенирса Младшего (1610-1690), прославившегося как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта.

Другим ярким представителем фламандской школы живописи был Ян Брейгель Старший (Бархатный) ‒ младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30-1569). Он удивлял современников мастерством передачи мельчайших деталей изображаемых предметов и вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи. На выставке демонстрируется подлинный шедевр кабинетного искусства кисти художника ‒ «Лесной пейзаж» (Отдых на пути в Египет)»(1607). Это один из лучших пейзажей Брейгеля по миниатюрной тонкости живописи и царящему в картине настроению покоя.

В составе экспозиции произведения многих других мастеров «кабинетной» живописи: Луиса де Колери (до 1582-1621/22) – «Аллегория пяти чувств» (1620), Франса Франкена II (1581-1642) – «Семь дел милосердия» (ок 1617), Иеронима Янсенса (1624-1693) – «Блудный сын» (1640-е), Давида Рейкарта III (1612-1661) – «Вынужденное бездействие Марса» (между 1649 и 1651), Даниеля Сегерса (1590-1661) ‒ «Гирлянда цветов вокруг изображений младенца Христа и Иоанна» (начало 1650-х).

Для фламандского искусства XVII век является эпохой расцвета во всех областях художественной деятельности. Влияние Рубенса распространялось на все виды искусства, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. Образы и мотивы его произведений вдохновляли многих мастеров прикладного искусства не только во Фландрии, но и за ее пределами в первую очередь в Голландии и Германии.

фламандское искусство

На выставке показаны две шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика XIII, в композициях которых определяется новый тип стенных ковров с ярко выраженными чертами стиля барокко.

Во Фландрии XVII столетия была популярна резьба по слоновой кости. Благодаря влиянию Рубенса, создававшего рисунки, которые служили образцами для резчиков по кости, многие мастера начали работать с этим материалом, воплощая в своих произведениях идеалы стиля барокко. Ярким примером пластики из слоновой кости является барельеф «Спящие Амур и Психея» (первая половина XVII века), созданный в мастерской Рубенса.

Одним из характерных видов художественного ремесла этого времени являлось изготовление кружев. Фламандские кружева плелись на коклюшках и отличались необыкновенной тонкостью. Великолепные изделия мастеров, среди которых воротники, накидки, пелерины, фрагменты кружев включены в состав нынешней выставки.

Дополняют экспозицию образцы западноевропейского оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство изделий подобного рода.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Фламандское искусство XVII века. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. Оружие из собрания Государственного Эрмитажа» (Издательство «Славия», 2017).

4 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.