В Выборге открылась выставка фламандского искусства из Эрмитажа

В Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» (улица Ладанова, 1) открывается выставка «Фламандское искусство XVII века из собрания Государственного Эрмитажа», которая продлится до апреля 2018 года. В составе экспозиции — 120 произведений, включая живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, оружие.

фламандское искусство

Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. В этом городе жил Питер Пауль Рубенс(1577-1640) – художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства. Творчество великого мастера оказало огромное влияние на всю художественную культуру Фландрии XVII века.

Питер Пауль Рубенс представлен на выставке одной из лучших картин так называемого «кабинетного» формата ‒ «Уход Агари из дома Авраама». Рубенс выступает здесь как тонкий знаток человеческой психологии. Художник показывает сложные взаимоотношения между персонажами, каждое из действующих лиц получает точную и выразительную характеристику: исполненная достоинства, ждущая младенца служанка Агарь, изгоняемая из дома; негодующая Сарра, смущенный происходящим Авраам. Подобные «кабинетные» произведения особенно ценились коллекционерами.

«Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины, небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов» или «кунсткамер» ‒ частных коллекций всевозможных редкостей. Они являлись прообразом будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В XVII столетии особенно много таких «кунсткамер» было в Антверпене.

фламандское искусство

Жанровый диапазон «кабинетной» живописи был велик. Художники писали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и бытовые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты.

Превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является «Апостол Петр» (1617-1618), ранняя работа Антониса Ван Дейка (1599-1641), исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который считал живописца «лучшим своим учеником». «Апостол Петр» Ван Дейка представляет собой изображение конкретного лица – Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии святого Луки, который позировал многим художникам.

«Крестьяне, играющие в кости» (1640), «Живописец в своей мастерской» (1641), «Дуэт» (начало 1640-х), «Приморская гавань» (1650-е) – произведения одного из выдающихся мастеров своего времени Давида Тенирса Младшего (1610-1690), прославившегося как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта.

Другим ярким представителем фламандской школы живописи был Ян Брейгель Старший (Бархатный) ‒ младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30-1569). Он удивлял современников мастерством передачи мельчайших деталей изображаемых предметов и вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи. На выставке демонстрируется подлинный шедевр кабинетного искусства кисти художника ‒ «Лесной пейзаж» (Отдых на пути в Египет)»(1607). Это один из лучших пейзажей Брейгеля по миниатюрной тонкости живописи и царящему в картине настроению покоя.

В составе экспозиции произведения многих других мастеров «кабинетной» живописи: Луиса де Колери (до 1582-1621/22) – «Аллегория пяти чувств» (1620), Франса Франкена II (1581-1642) – «Семь дел милосердия» (ок 1617), Иеронима Янсенса (1624-1693) – «Блудный сын» (1640-е), Давида Рейкарта III (1612-1661) – «Вынужденное бездействие Марса» (между 1649 и 1651), Даниеля Сегерса (1590-1661) ‒ «Гирлянда цветов вокруг изображений младенца Христа и Иоанна» (начало 1650-х).

Для фламандского искусства XVII век является эпохой расцвета во всех областях художественной деятельности. Влияние Рубенса распространялось на все виды искусства, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. Образы и мотивы его произведений вдохновляли многих мастеров прикладного искусства не только во Фландрии, но и за ее пределами в первую очередь в Голландии и Германии.

фламандское искусство

На выставке показаны две шпалеры из серии «История Константина», созданные по картонам Рубенса по заказу французского короля Людовика XIII, в композициях которых определяется новый тип стенных ковров с ярко выраженными чертами стиля барокко.

Во Фландрии XVII столетия была популярна резьба по слоновой кости. Благодаря влиянию Рубенса, создававшего рисунки, которые служили образцами для резчиков по кости, многие мастера начали работать с этим материалом, воплощая в своих произведениях идеалы стиля барокко. Ярким примером пластики из слоновой кости является барельеф «Спящие Амур и Психея» (первая половина XVII века), созданный в мастерской Рубенса.

Одним из характерных видов художественного ремесла этого времени являлось изготовление кружев. Фламандские кружева плелись на коклюшках и отличались необыкновенной тонкостью. Великолепные изделия мастеров, среди которых воротники, накидки, пелерины, фрагменты кружев включены в состав нынешней выставки.

Дополняют экспозицию образцы западноевропейского оружия, демонстрирующие техническое совершенство и богатое декоративное убранство изделий подобного рода.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Фламандское искусство XVII века. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. Оружие из собрания Государственного Эрмитажа» (Издательство «Славия», 2017).

4 ноября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.