Театральная классика и авангард встретятся на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме

В рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума (МКФ) будет работать секция «Театр». На Новой сцене Александринского театра была представлена программа секции, названы ключевые спектакли и мероприятия. Все постановки международной афиши будут показаны в Санкт-Петербурге впервые.

Валерий Фокин

Пресс-конференцию 2 ноября провел художественный руководитель Александринского театра, руководитель секции «Театр» Валерий Фокин. По скайпу к дискуссии присоединились Люк Персеваль, фламандский театральный режиссер; Аттила Виднянский, художественный руководитель Национального театра Венгрии; Буш Мукарзель и Бэн Кидд, ирландские режиссеры, создатели театральной компании Dead Centre в Дублине.

На МКФ современный театр будет представлен во всех его проявлениях – от традиционных форм до эксперимента. Мэтры театрального искусства продемонстрируют многообразие театральных подходов, обсудят основные направления развития театра будущего. В форуме примут участие ведущие театральные деятели из Японии, Греции, Италии, Бельгии, Польши, Венгрии, Германии, Сербии и других стран мира.

Одним из ключевых событий секции «Театр» станет круглый стол «Театральный авангард и система культурных ценностей», на котором будут проанализированы новые театральные формы и методы работы со зрителями.

«Что такое революционность в искусстве? Этот вопрос особенно актуален в контексте столетия Российской революции 1917 года. Для нас самое главное определить, что такое революционность в нашей профессии. В чем ее суть? Ведь в нашей профессии невозможно обойтись без вызова, без риска. Но как определить те границы, за которыми начинается разрушение? Мастера театра приедут и поделятся своим опытом на Форуме. Я очень жду столкновения взглядов, манифестов и «выбросов». Надеюсь, круглый стол будет живым, избежит формализма. В итоге нам нужны практические результаты, движение в театре», — сказал на пресс-конференции руководитель секции «Театр» Валерий Фокин.

Свою точку зрения на развитие современного театра на Форума представят знаменитый немецкий режиссер, профессор Гиссенского университета Хайнер Гёббельс, режиссер театра «Талия» Люк Персеваль, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас, создатель театра Suzuki Company of Toga Тадаси Судзуки, художественный руководитель театра «Аттис» Теодорос Терзопулос, художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий, художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский, директор Пикколо Театра Серджио Эскобар и многие другие.

«Для меня участие в Форуме — очень важно и почетно. Это время остановиться, посмотреть на театральную профессию, поразмышлять о происходящих в ней процессах, понять свое место в профессии. Я буду рад присоединиться к дискуссии, а также послушать великих режиссеров современности», — отметил художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский.

Еще одно значимое мероприятие — конференция «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», в которой примут участие ведущие театральные критики России и Европы. Задача конференции — переосмысление опыта национальных театральных культур в свете поиска новых средств художественной образности и эстетических революций.

Впервые пройдет молодежный круглый стол «Театр Будущего». Молодые режиссеры, театроведы, культурологи, специалисты в области новых медиа рассмотрят разные виды театральных утопий и постараются вместе составить «дорожную карту» развития театра в ближайшем и самом далеком будущем. Дискуссии обобщат опыт развития театрального искусства последних десятилетий, наметят пути перспективного развития современного театра.

«Форум – очень важное событие в театральной сфере, поскольку позволяет осуществлять международный обмен опытом. Это особенно важно сейчас, когда мы, нужно это признать, живем во время войны. В этих условиях особенно важно развитие сотрудничества на культурном уровне», — пояснил режиссер Люк Персеваль.

Один из главных спектаклей МКФ — «Дзяды», постановка литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса в варшавском Национальном театре народовы. Спектакль поставлен по одноименной поэме классика польской литературы Адама Мицкевича. Ранее в трактовках польских режиссеров, как правило, акцент делался на национально-освободительных и патриотических мотивах поэмы. Эймунтас Някрошюс дал поэме новое звучание: его спектакль о поиске Бога, о быстротечности времени, о бренности бытия.

Не менее интересен российско-венгерский проект, результатом которого стала постановка Валерия Фокина на сцене Венгерского национального театра спектакля «Крокодил» по сатирического рассказу Федора Достоевского. Эта работа представит публике классика русской литературы в неожиданной и забытой ипостаси – сатирика, откликающегося на темы актуальные и сегодня.

Поклонников японского театра ждет встреча с прославленной труппой Тадаси Судзуки, сочетающей наследие традиционного театра с современной театральной эстетикой. В Петербург театр Судзуки привезет авторский перформанс «Сценические мифы и культура тела».

Большое внимание на форуме будет уделено молодым. Театральный коллектив Dead Centre из Ирландии представит спектакль «Первая пьеса Чехова». Зрители будут смотреть спектакль в наушниках, куда будут транслироваться диалоги артистов и комментарии режиссера к происходящему в реальном времени. Постановка является лауреатом Театральной премии престижного издания Irish Times.

В программе петербургских театров – три очень разные премьеры. МДТ покажет новый спектакль классика современной режиссуры Льва Додина «Страх. Любовь. Отчаяние» по пьесам Бертольда Брехта. Театр «Мастерская» — премьеру спектакля «Мастер и Маргарита», созданного по роману Михаила Булгакова режиссером и театральным педагогом Григорием Козловым вместе со своими учениками. Александринский театр покажет премьеру спектакля молодого режиссера Антона Оконешникова «Солнца нет» по произведениям русских футуристов.

Одним из важнейших событий МФК станет серия мастер-классов «Вызовы нового времени и театральная педагогика». Их проведут Вениамин Фильштинский, Теодорос Терзопулос, Хайнер Гёббельс, Андрий Жолдак.

Помимо обширной творческой программы, дискуссий и круглых столов на форуме ожидается подписание деловых соглашений.

Как сообщалось, VI Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 16 по 18 ноября 2017 года. Организаторы Форума – Правительство Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

3 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.