Театральная классика и авангард встретятся на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме

В рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума (МКФ) будет работать секция «Театр». На Новой сцене Александринского театра была представлена программа секции, названы ключевые спектакли и мероприятия. Все постановки международной афиши будут показаны в Санкт-Петербурге впервые.

Валерий Фокин

Пресс-конференцию 2 ноября провел художественный руководитель Александринского театра, руководитель секции «Театр» Валерий Фокин. По скайпу к дискуссии присоединились Люк Персеваль, фламандский театральный режиссер; Аттила Виднянский, художественный руководитель Национального театра Венгрии; Буш Мукарзель и Бэн Кидд, ирландские режиссеры, создатели театральной компании Dead Centre в Дублине.

На МКФ современный театр будет представлен во всех его проявлениях – от традиционных форм до эксперимента. Мэтры театрального искусства продемонстрируют многообразие театральных подходов, обсудят основные направления развития театра будущего. В форуме примут участие ведущие театральные деятели из Японии, Греции, Италии, Бельгии, Польши, Венгрии, Германии, Сербии и других стран мира.

Одним из ключевых событий секции «Театр» станет круглый стол «Театральный авангард и система культурных ценностей», на котором будут проанализированы новые театральные формы и методы работы со зрителями.

«Что такое революционность в искусстве? Этот вопрос особенно актуален в контексте столетия Российской революции 1917 года. Для нас самое главное определить, что такое революционность в нашей профессии. В чем ее суть? Ведь в нашей профессии невозможно обойтись без вызова, без риска. Но как определить те границы, за которыми начинается разрушение? Мастера театра приедут и поделятся своим опытом на Форуме. Я очень жду столкновения взглядов, манифестов и «выбросов». Надеюсь, круглый стол будет живым, избежит формализма. В итоге нам нужны практические результаты, движение в театре», — сказал на пресс-конференции руководитель секции «Театр» Валерий Фокин.

Свою точку зрения на развитие современного театра на Форума представят знаменитый немецкий режиссер, профессор Гиссенского университета Хайнер Гёббельс, режиссер театра «Талия» Люк Персеваль, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас, создатель театра Suzuki Company of Toga Тадаси Судзуки, художественный руководитель театра «Аттис» Теодорос Терзопулос, художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий, художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский, директор Пикколо Театра Серджио Эскобар и многие другие.

«Для меня участие в Форуме — очень важно и почетно. Это время остановиться, посмотреть на театральную профессию, поразмышлять о происходящих в ней процессах, понять свое место в профессии. Я буду рад присоединиться к дискуссии, а также послушать великих режиссеров современности», — отметил художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский.

Еще одно значимое мероприятие — конференция «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», в которой примут участие ведущие театральные критики России и Европы. Задача конференции — переосмысление опыта национальных театральных культур в свете поиска новых средств художественной образности и эстетических революций.

Впервые пройдет молодежный круглый стол «Театр Будущего». Молодые режиссеры, театроведы, культурологи, специалисты в области новых медиа рассмотрят разные виды театральных утопий и постараются вместе составить «дорожную карту» развития театра в ближайшем и самом далеком будущем. Дискуссии обобщат опыт развития театрального искусства последних десятилетий, наметят пути перспективного развития современного театра.

«Форум – очень важное событие в театральной сфере, поскольку позволяет осуществлять международный обмен опытом. Это особенно важно сейчас, когда мы, нужно это признать, живем во время войны. В этих условиях особенно важно развитие сотрудничества на культурном уровне», — пояснил режиссер Люк Персеваль.

Один из главных спектаклей МКФ — «Дзяды», постановка литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса в варшавском Национальном театре народовы. Спектакль поставлен по одноименной поэме классика польской литературы Адама Мицкевича. Ранее в трактовках польских режиссеров, как правило, акцент делался на национально-освободительных и патриотических мотивах поэмы. Эймунтас Някрошюс дал поэме новое звучание: его спектакль о поиске Бога, о быстротечности времени, о бренности бытия.

Не менее интересен российско-венгерский проект, результатом которого стала постановка Валерия Фокина на сцене Венгерского национального театра спектакля «Крокодил» по сатирического рассказу Федора Достоевского. Эта работа представит публике классика русской литературы в неожиданной и забытой ипостаси – сатирика, откликающегося на темы актуальные и сегодня.

Поклонников японского театра ждет встреча с прославленной труппой Тадаси Судзуки, сочетающей наследие традиционного театра с современной театральной эстетикой. В Петербург театр Судзуки привезет авторский перформанс «Сценические мифы и культура тела».

Большое внимание на форуме будет уделено молодым. Театральный коллектив Dead Centre из Ирландии представит спектакль «Первая пьеса Чехова». Зрители будут смотреть спектакль в наушниках, куда будут транслироваться диалоги артистов и комментарии режиссера к происходящему в реальном времени. Постановка является лауреатом Театральной премии престижного издания Irish Times.

В программе петербургских театров – три очень разные премьеры. МДТ покажет новый спектакль классика современной режиссуры Льва Додина «Страх. Любовь. Отчаяние» по пьесам Бертольда Брехта. Театр «Мастерская» — премьеру спектакля «Мастер и Маргарита», созданного по роману Михаила Булгакова режиссером и театральным педагогом Григорием Козловым вместе со своими учениками. Александринский театр покажет премьеру спектакля молодого режиссера Антона Оконешникова «Солнца нет» по произведениям русских футуристов.

Одним из важнейших событий МФК станет серия мастер-классов «Вызовы нового времени и театральная педагогика». Их проведут Вениамин Фильштинский, Теодорос Терзопулос, Хайнер Гёббельс, Андрий Жолдак.

Помимо обширной творческой программы, дискуссий и круглых столов на форуме ожидается подписание деловых соглашений.

Как сообщалось, VI Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 16 по 18 ноября 2017 года. Организаторы Форума – Правительство Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

3 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

В Президентской библиотеке состоится концерт к 75-летию освобождения Ленинграда от блокады

Театр на Васильевском посвятил премьеру «Мой бедный Марат» 75-летию снятия блокады Ленинграда

В Санкт-Петербурге прозвучит «Арфа. Лето» Александра Болдачева

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

В Курортном районе пройдут мероприятия в память о блокаде Ленинграда

На Новой сцене Александринки бесплатно покажут спектакли молодых режиссеров

Петербургский художник создал снегоследарт

Фильм «Миллионер из трущоб» на языке оригинала покажут в «Родине»

На сцене Мариинского театра во Владивостоке стартует театральный марафон

В Мраморном дворце открывается V Фотобиеннале современной фотографии

В Петербурге можно увидеть необычный спектакль «Последний масон»

Фестиваль механических историй развернется в Доме Шредера

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.