Театральная классика и авангард встретятся на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме

В рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума (МКФ) будет работать секция «Театр». На Новой сцене Александринского театра была представлена программа секции, названы ключевые спектакли и мероприятия. Все постановки международной афиши будут показаны в Санкт-Петербурге впервые.

Валерий Фокин

Пресс-конференцию 2 ноября провел художественный руководитель Александринского театра, руководитель секции «Театр» Валерий Фокин. По скайпу к дискуссии присоединились Люк Персеваль, фламандский театральный режиссер; Аттила Виднянский, художественный руководитель Национального театра Венгрии; Буш Мукарзель и Бэн Кидд, ирландские режиссеры, создатели театральной компании Dead Centre в Дублине.

На МКФ современный театр будет представлен во всех его проявлениях – от традиционных форм до эксперимента. Мэтры театрального искусства продемонстрируют многообразие театральных подходов, обсудят основные направления развития театра будущего. В форуме примут участие ведущие театральные деятели из Японии, Греции, Италии, Бельгии, Польши, Венгрии, Германии, Сербии и других стран мира.

Одним из ключевых событий секции «Театр» станет круглый стол «Театральный авангард и система культурных ценностей», на котором будут проанализированы новые театральные формы и методы работы со зрителями.

«Что такое революционность в искусстве? Этот вопрос особенно актуален в контексте столетия Российской революции 1917 года. Для нас самое главное определить, что такое революционность в нашей профессии. В чем ее суть? Ведь в нашей профессии невозможно обойтись без вызова, без риска. Но как определить те границы, за которыми начинается разрушение? Мастера театра приедут и поделятся своим опытом на Форуме. Я очень жду столкновения взглядов, манифестов и «выбросов». Надеюсь, круглый стол будет живым, избежит формализма. В итоге нам нужны практические результаты, движение в театре», — сказал на пресс-конференции руководитель секции «Театр» Валерий Фокин.

Свою точку зрения на развитие современного театра на Форума представят знаменитый немецкий режиссер, профессор Гиссенского университета Хайнер Гёббельс, режиссер театра «Талия» Люк Персеваль, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас, создатель театра Suzuki Company of Toga Тадаси Судзуки, художественный руководитель театра «Аттис» Теодорос Терзопулос, художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий, художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский, директор Пикколо Театра Серджио Эскобар и многие другие.

«Для меня участие в Форуме — очень важно и почетно. Это время остановиться, посмотреть на театральную профессию, поразмышлять о происходящих в ней процессах, понять свое место в профессии. Я буду рад присоединиться к дискуссии, а также послушать великих режиссеров современности», — отметил художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский.

Еще одно значимое мероприятие — конференция «Революционные тенденции в театральной эстетике. Опыт и сегодняшняя реальность», в которой примут участие ведущие театральные критики России и Европы. Задача конференции — переосмысление опыта национальных театральных культур в свете поиска новых средств художественной образности и эстетических революций.

Впервые пройдет молодежный круглый стол «Театр Будущего». Молодые режиссеры, театроведы, культурологи, специалисты в области новых медиа рассмотрят разные виды театральных утопий и постараются вместе составить «дорожную карту» развития театра в ближайшем и самом далеком будущем. Дискуссии обобщат опыт развития театрального искусства последних десятилетий, наметят пути перспективного развития современного театра.

«Форум – очень важное событие в театральной сфере, поскольку позволяет осуществлять международный обмен опытом. Это особенно важно сейчас, когда мы, нужно это признать, живем во время войны. В этих условиях особенно важно развитие сотрудничества на культурном уровне», — пояснил режиссер Люк Персеваль.

Один из главных спектаклей МКФ — «Дзяды», постановка литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса в варшавском Национальном театре народовы. Спектакль поставлен по одноименной поэме классика польской литературы Адама Мицкевича. Ранее в трактовках польских режиссеров, как правило, акцент делался на национально-освободительных и патриотических мотивах поэмы. Эймунтас Някрошюс дал поэме новое звучание: его спектакль о поиске Бога, о быстротечности времени, о бренности бытия.

Не менее интересен российско-венгерский проект, результатом которого стала постановка Валерия Фокина на сцене Венгерского национального театра спектакля «Крокодил» по сатирического рассказу Федора Достоевского. Эта работа представит публике классика русской литературы в неожиданной и забытой ипостаси – сатирика, откликающегося на темы актуальные и сегодня.

Поклонников японского театра ждет встреча с прославленной труппой Тадаси Судзуки, сочетающей наследие традиционного театра с современной театральной эстетикой. В Петербург театр Судзуки привезет авторский перформанс «Сценические мифы и культура тела».

Большое внимание на форуме будет уделено молодым. Театральный коллектив Dead Centre из Ирландии представит спектакль «Первая пьеса Чехова». Зрители будут смотреть спектакль в наушниках, куда будут транслироваться диалоги артистов и комментарии режиссера к происходящему в реальном времени. Постановка является лауреатом Театральной премии престижного издания Irish Times.

В программе петербургских театров – три очень разные премьеры. МДТ покажет новый спектакль классика современной режиссуры Льва Додина «Страх. Любовь. Отчаяние» по пьесам Бертольда Брехта. Театр «Мастерская» — премьеру спектакля «Мастер и Маргарита», созданного по роману Михаила Булгакова режиссером и театральным педагогом Григорием Козловым вместе со своими учениками. Александринский театр покажет премьеру спектакля молодого режиссера Антона Оконешникова «Солнца нет» по произведениям русских футуристов.

Одним из важнейших событий МФК станет серия мастер-классов «Вызовы нового времени и театральная педагогика». Их проведут Вениамин Фильштинский, Теодорос Терзопулос, Хайнер Гёббельс, Андрий Жолдак.

Помимо обширной творческой программы, дискуссий и круглых столов на форуме ожидается подписание деловых соглашений.

Как сообщалось, VI Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 16 по 18 ноября 2017 года. Организаторы Форума – Правительство Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга. Форум проходит при поддержке Благотворительного Фонда «Искусство, наука и спорт».

3 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.

Владимир Варнава

Владимир Варнава: «Золушка» Майо — большая удача Dance Open

Санкт-Петербург, наконец, смог увидеть уже легендарную «Золушку» Жана-Кристофа Майо. И кому рассказать о Майо, о его труппе, как не Владимиру Варнаве. Его теперь уже с полным правом можно назвать всемирно известным хореографом. Ведь запустил его на мировую орбиту именно Жан-Кристоф, а самого Майо – Джон Ноймаер. Точно также, как в свое время Ноймаера, как и Иржи Килиана, Уильяма Форсайта – Джон Кранко. Так что история продолжается…