В Театре Эстрады открылась выставка к 106-летию Аркадия Райкина

Сегодня, 24 октября (11 октября по старому стилю), исполнилось 106 лет со дня рождения великого актера Аркадия Исааковича Райкина. А в декабре этого года будет ровно 30 лет со дня смерти артиста. В связи с этим в Голубом фойе Театра Эстрады имени Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) открыта фотовыставка, где можно увидеть редкие портреты Аркадия Райкина и почитать воспоминания известных современников о нем.

Театр Эстрады

В театре до сих пор сохранилась его гримерная. Выдающийся актер, мастер сценического перевоплощения, блистательный конферансье и тонкий сатирик, он поднял жанр эстрады в нашей стране до невиданной высоты. Райкин стал целой эпохой и в истории отечественной сцены, и в истории петербургского Театра Эстрады.

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге, в семье портового бракера строительного леса Исаака Давидовича Райкина. В 5-летнем возрасте мальчик был увезен родителями из ставшей прифронтовой Риги. Семья Райкиных сначала переехала в Рыбинск, а с 1922 года обосновалась в Петрограде.

Театром Аркадий Райкин увлекся еще в детские годы. В 1935 году он окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – РГИСИ). Учился на курсе Владимира Соловьева, известного режиссера, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно Райкин брал уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, настоящего «короля юмора» 1910-х годов Михаила Савоярова.

После техникума молодой артист по распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1936-1937 годах он работал в Новом театре (современном Театре имени Ленсовета). Однако вскоре Аркадий Райкин ушел из драматического театра – его подлинным призванием стала эстрада…

Известность пришла к нему осенью 1939 года. Райкин стал лауреатом проходившего в Москве первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же году он был принят в труппу недавно созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Спустя три года молодой конферансье станет художественным руководителем этого театра.

Театр Эстрады

Аркадий Райкин возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет. Целая эпоха… Что только не довелось пережить Аркадию Исааковичу и его артистам за это время! Великую Отечественную войну, выступления на полевых аэродромах, артиллерийских позициях и на палубах боевых кораблей. Невероятную популярность и триумфальные гастроли по стране и за рубежом. Острые разногласия с ленинградским партийным руководством.

Райкин сделал свой театр одним из самых любимых мест отдыха ленинградцев. Он собрал вокруг себя плеяду прекрасных артистов. В разное время на сцену театра выходили: Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, Эдуард Хиль и Мария Пархоменко… Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил работать в свой театр Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко.

Конечно, самым долгожданным артистом на сцене театра всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление – это маленький шедевр. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе удивительную интеллигентность, скромность и очень редкий дар – умение рассмешить людей. Зрители особенно любили его номера, где актер, быстро меняя облик, создавал череду совершенно разных образов – от лирических до остро сатирических.

Аркадий Райкин

В начале 1980-х годов разногласия театра с ленинградским партийным руководством достигли критической точки. Пришедший в труппу молодой артист Константин Райкин уговорил отца переехать из Ленинграда в столицу. Так, в 1982 году в Москве появился Государственный театр миниатюр. Сегодня это знаменитый театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина под руководством Константина Аркадьевича Райкина.

Аркадий Райкин умер в Москве 17 декабря 1987 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Но город на Неве никогда не забывал своего любимого артиста. В 2002 году петербургскому Театру Эстрады было присвоено имя Аркадия Райкина.

24 октября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.