В Театре Эстрады открылась выставка к 106-летию Аркадия Райкина

Сегодня, 24 октября (11 октября по старому стилю), исполнилось 106 лет со дня рождения великого актера Аркадия Исааковича Райкина. А в декабре этого года будет ровно 30 лет со дня смерти артиста. В связи с этим в Голубом фойе Театра Эстрады имени Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) открыта фотовыставка, где можно увидеть редкие портреты Аркадия Райкина и почитать воспоминания известных современников о нем.

Театр Эстрады

В театре до сих пор сохранилась его гримерная. Выдающийся актер, мастер сценического перевоплощения, блистательный конферансье и тонкий сатирик, он поднял жанр эстрады в нашей стране до невиданной высоты. Райкин стал целой эпохой и в истории отечественной сцены, и в истории петербургского Театра Эстрады.

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге, в семье портового бракера строительного леса Исаака Давидовича Райкина. В 5-летнем возрасте мальчик был увезен родителями из ставшей прифронтовой Риги. Семья Райкиных сначала переехала в Рыбинск, а с 1922 года обосновалась в Петрограде.

Театром Аркадий Райкин увлекся еще в детские годы. В 1935 году он окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – РГИСИ). Учился на курсе Владимира Соловьева, известного режиссера, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно Райкин брал уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, настоящего «короля юмора» 1910-х годов Михаила Савоярова.

После техникума молодой артист по распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1936-1937 годах он работал в Новом театре (современном Театре имени Ленсовета). Однако вскоре Аркадий Райкин ушел из драматического театра – его подлинным призванием стала эстрада…

Известность пришла к нему осенью 1939 года. Райкин стал лауреатом проходившего в Москве первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же году он был принят в труппу недавно созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Спустя три года молодой конферансье станет художественным руководителем этого театра.

Театр Эстрады

Аркадий Райкин возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет. Целая эпоха… Что только не довелось пережить Аркадию Исааковичу и его артистам за это время! Великую Отечественную войну, выступления на полевых аэродромах, артиллерийских позициях и на палубах боевых кораблей. Невероятную популярность и триумфальные гастроли по стране и за рубежом. Острые разногласия с ленинградским партийным руководством.

Райкин сделал свой театр одним из самых любимых мест отдыха ленинградцев. Он собрал вокруг себя плеяду прекрасных артистов. В разное время на сцену театра выходили: Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, Эдуард Хиль и Мария Пархоменко… Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил работать в свой театр Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко.

Конечно, самым долгожданным артистом на сцене театра всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление – это маленький шедевр. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе удивительную интеллигентность, скромность и очень редкий дар – умение рассмешить людей. Зрители особенно любили его номера, где актер, быстро меняя облик, создавал череду совершенно разных образов – от лирических до остро сатирических.

Аркадий Райкин

В начале 1980-х годов разногласия театра с ленинградским партийным руководством достигли критической точки. Пришедший в труппу молодой артист Константин Райкин уговорил отца переехать из Ленинграда в столицу. Так, в 1982 году в Москве появился Государственный театр миниатюр. Сегодня это знаменитый театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина под руководством Константина Аркадьевича Райкина.

Аркадий Райкин умер в Москве 17 декабря 1987 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Но город на Неве никогда не забывал своего любимого артиста. В 2002 году петербургскому Театру Эстрады было присвоено имя Аркадия Райкина.

24 октября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).