В Театре Эстрады открылась выставка к 106-летию Аркадия Райкина

Сегодня, 24 октября (11 октября по старому стилю), исполнилось 106 лет со дня рождения великого актера Аркадия Исааковича Райкина. А в декабре этого года будет ровно 30 лет со дня смерти артиста. В связи с этим в Голубом фойе Театра Эстрады имени Райкина (Большая Конюшенная улица, 27) открыта фотовыставка, где можно увидеть редкие портреты Аркадия Райкина и почитать воспоминания известных современников о нем.

Театр Эстрады

В театре до сих пор сохранилась его гримерная. Выдающийся актер, мастер сценического перевоплощения, блистательный конферансье и тонкий сатирик, он поднял жанр эстрады в нашей стране до невиданной высоты. Райкин стал целой эпохой и в истории отечественной сцены, и в истории петербургского Театра Эстрады.

Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге, в семье портового бракера строительного леса Исаака Давидовича Райкина. В 5-летнем возрасте мальчик был увезен родителями из ставшей прифронтовой Риги. Семья Райкиных сначала переехала в Рыбинск, а с 1922 года обосновалась в Петрограде.

Театром Аркадий Райкин увлекся еще в детские годы. В 1935 году он окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне – РГИСИ). Учился на курсе Владимира Соловьева, известного режиссера, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно Райкин брал уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, настоящего «короля юмора» 1910-х годов Михаила Савоярова.

После техникума молодой артист по распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1936-1937 годах он работал в Новом театре (современном Театре имени Ленсовета). Однако вскоре Аркадий Райкин ушел из драматического театра – его подлинным призванием стала эстрада…

Известность пришла к нему осенью 1939 года. Райкин стал лауреатом проходившего в Москве первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же году он был принят в труппу недавно созданного Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Спустя три года молодой конферансье станет художественным руководителем этого театра.

Театр Эстрады

Аркадий Райкин возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет. Целая эпоха… Что только не довелось пережить Аркадию Исааковичу и его артистам за это время! Великую Отечественную войну, выступления на полевых аэродромах, артиллерийских позициях и на палубах боевых кораблей. Невероятную популярность и триумфальные гастроли по стране и за рубежом. Острые разногласия с ленинградским партийным руководством.

Райкин сделал свой театр одним из самых любимых мест отдыха ленинградцев. Он собрал вокруг себя плеяду прекрасных артистов. В разное время на сцену театра выходили: Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, Эдуард Хиль и Мария Пархоменко… Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил работать в свой театр Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко.

Конечно, самым долгожданным артистом на сцене театра всегда был сам Аркадий Исаакович. Каждое его выступление – это маленький шедевр. Исполнитель монологов, фельетонов, он сочетал в себе удивительную интеллигентность, скромность и очень редкий дар – умение рассмешить людей. Зрители особенно любили его номера, где актер, быстро меняя облик, создавал череду совершенно разных образов – от лирических до остро сатирических.

Аркадий Райкин

В начале 1980-х годов разногласия театра с ленинградским партийным руководством достигли критической точки. Пришедший в труппу молодой артист Константин Райкин уговорил отца переехать из Ленинграда в столицу. Так, в 1982 году в Москве появился Государственный театр миниатюр. Сегодня это знаменитый театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина под руководством Константина Аркадьевича Райкина.

Аркадий Райкин умер в Москве 17 декабря 1987 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Но город на Неве никогда не забывал своего любимого артиста. В 2002 году петербургскому Театру Эстрады было присвоено имя Аркадия Райкина.

24 октября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.