В Музее истории религии открывается выставка, посвященная спиритизму

С 19 октября в Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открывается выставка «Вызывающие духов. Медиумы и спириты», на которой представлено около 50 предметов, связанных с философским и мистическим движением – спиритизмом.

спиритизм

В общей сложности в собрании музея хранится коллекция фотографий, поступившая в 1930-х годах из Института русской литературы и насчитывающая более 300 единиц. Все снимки — черно-белые, изготовлены приблизительно в 70-90-е годы XIX столетия.

Спиритизм (от латинского spiritus – дух) как религиозное течение представляет собой веру в возможность существования загробной жизни, а также вероятность общения с душами умерших людей. Точкой отсчета истории современного спиритизма принято считать 31 марта 1848 года, когда появилось сообщение о том, что сестры Фокс вступили в контакт с душой убитого торговца. Движение в кратчайшие сроки стало очень популярным не только в США, странах Западной Европы, но и в России.

В России под «спиритизмом» понимают и философию спиритического учения и так называемое «столоверчение», или автоматическое письмо. Упоминания о первых русских спиритуалистах встречаются с 1950-х годов XIX столетия, но массовое увлечение спиритизмом приходится лишь на 1870-е годы. У истоков этого движения на русской почве стоит небольшой кружок энтузиастов, к которому принадлежали А.Н.Аксаков, Н.П.Вагнер (профессор Петербургского университета, зоолог), а также один из известнейших химиков того времени, университетский профессор, А.М.Бутлеров.

На выставке представлена коллекция фотографий из архива А.Н.Аксакова, которая хранится в фондах Музея истории религии. Александр Николаевич Аксаков (1832-1903) – русский публицист, переводчик, издатель, известный изобретением термина «телекинез», автор книг «Спиритуализм и наука» (1872), «Анимизм и спиритизм» (1893) и т.д. На протяжении всей жизни он вел обширную переписку с различными спиритическими объединениями, был известным и уважаемым членом многих зарубежных спиритических обществ.

Выставка разделена на два основных раздела. В первом разделе представлены документы, связанные с происхождением спиритизма. Это труды основателей течения и документальные записи спиритических сеансов. Особое место в этом разделе занимает сборник записей бесед спиритических сеансов. Эти записи выходят за временные рамки выставки, но они являются ярким примером того, что интерес и внимание к этому вопросу не исчез и в начале ХХ века.

Так же в первой части представлены фотографии медиумов и соратников Аксакова по спиритическим сеансам. Эти снимки он получал с разных концов света, в основном, из стран континентальной Европы. На тыльной стороне большей части фотографий присутствуют надписи с комментариями на разных европейских языках, преимущественно, на английском. Как правило, в надписях указаны фамилия, имя отправителя (реже фотографа) и дата снимка.

Второй раздел экспозиции представлен фотографиями спиритических сеансов и материализованных предметов. Среди последних можно увидеть фотографии парафиновых слепков материализовавшихся слепков рук, ног и других предметов. По фотографиям спиритических сеансов и их атрибутов можно сложить общее представление о практике «столоверчения».

Завершает выставку третий раздел с фотографиями материализованных духов. Он охватывает большую часть всей коллекции. В него входят студийные фотографии отдельных медиумов (с указанием имени) с полупрозрачными фигурами «духов», сеансы «столоверчения» и даже несколько изображений спиритических сеансов с участием самого Аксакова. В надписях на фотографиях указываются не только даты и участники сеансов, но и какой именно дух им являлся, при каком объективе (закрытом или открытом) происходила фиксация «явления», а также имена свидетелей.

Выставка продлится до 8 ноября.

19 октября 2017 // рубрика: Музеи / кино

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.