В Музее истории религии открывается выставка, посвященная спиритизму

С 19 октября в Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открывается выставка «Вызывающие духов. Медиумы и спириты», на которой представлено около 50 предметов, связанных с философским и мистическим движением – спиритизмом.

спиритизм

В общей сложности в собрании музея хранится коллекция фотографий, поступившая в 1930-х годах из Института русской литературы и насчитывающая более 300 единиц. Все снимки — черно-белые, изготовлены приблизительно в 70-90-е годы XIX столетия.

Спиритизм (от латинского spiritus – дух) как религиозное течение представляет собой веру в возможность существования загробной жизни, а также вероятность общения с душами умерших людей. Точкой отсчета истории современного спиритизма принято считать 31 марта 1848 года, когда появилось сообщение о том, что сестры Фокс вступили в контакт с душой убитого торговца. Движение в кратчайшие сроки стало очень популярным не только в США, странах Западной Европы, но и в России.

В России под «спиритизмом» понимают и философию спиритического учения и так называемое «столоверчение», или автоматическое письмо. Упоминания о первых русских спиритуалистах встречаются с 1950-х годов XIX столетия, но массовое увлечение спиритизмом приходится лишь на 1870-е годы. У истоков этого движения на русской почве стоит небольшой кружок энтузиастов, к которому принадлежали А.Н.Аксаков, Н.П.Вагнер (профессор Петербургского университета, зоолог), а также один из известнейших химиков того времени, университетский профессор, А.М.Бутлеров.

На выставке представлена коллекция фотографий из архива А.Н.Аксакова, которая хранится в фондах Музея истории религии. Александр Николаевич Аксаков (1832-1903) – русский публицист, переводчик, издатель, известный изобретением термина «телекинез», автор книг «Спиритуализм и наука» (1872), «Анимизм и спиритизм» (1893) и т.д. На протяжении всей жизни он вел обширную переписку с различными спиритическими объединениями, был известным и уважаемым членом многих зарубежных спиритических обществ.

Выставка разделена на два основных раздела. В первом разделе представлены документы, связанные с происхождением спиритизма. Это труды основателей течения и документальные записи спиритических сеансов. Особое место в этом разделе занимает сборник записей бесед спиритических сеансов. Эти записи выходят за временные рамки выставки, но они являются ярким примером того, что интерес и внимание к этому вопросу не исчез и в начале ХХ века.

Так же в первой части представлены фотографии медиумов и соратников Аксакова по спиритическим сеансам. Эти снимки он получал с разных концов света, в основном, из стран континентальной Европы. На тыльной стороне большей части фотографий присутствуют надписи с комментариями на разных европейских языках, преимущественно, на английском. Как правило, в надписях указаны фамилия, имя отправителя (реже фотографа) и дата снимка.

Второй раздел экспозиции представлен фотографиями спиритических сеансов и материализованных предметов. Среди последних можно увидеть фотографии парафиновых слепков материализовавшихся слепков рук, ног и других предметов. По фотографиям спиритических сеансов и их атрибутов можно сложить общее представление о практике «столоверчения».

Завершает выставку третий раздел с фотографиями материализованных духов. Он охватывает большую часть всей коллекции. В него входят студийные фотографии отдельных медиумов (с указанием имени) с полупрозрачными фигурами «духов», сеансы «столоверчения» и даже несколько изображений спиритических сеансов с участием самого Аксакова. В надписях на фотографиях указываются не только даты и участники сеансов, но и какой именно дух им являлся, при каком объективе (закрытом или открытом) происходила фиксация «явления», а также имена свидетелей.

Выставка продлится до 8 ноября.

19 октября 2017 // рубрика: Музеи / кино

В Фотанном доме покажут фильм к 100-летию Даниила Гранина

Квартирник в Росбалте: От бизона до Барбизона — музейные истории Валерия Ахунова

«Безусловный театр» представляет премьеру трех спектаклей

В Доме национальностей откроется выставка Андрея Ушина, посвященная блокаде

Музей стрит-арта предлагает свою экспертизу граффити на улицах Петербурга

«Родина» зовет на русские короткометражки

В Ленинградском зоопарке 27 января вспомнят о героях, сохранивших зверинец в годы блокады

На премьеру «Beef: Русский хип-хоп» в Петербурге соберутся Оксимирон, Нигатив и Жиган

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

В Республике кошек до февраля открыта «Кота Nostra. Хозяева улиц и дворов»

В Петербурге пройдет мопсоелка в стиле «Великого Гэтсби»

На Обводном канале появилась работа легендарного Мишеля Дюше

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!