В Музее истории религии открывается выставка, посвященная спиритизму

С 19 октября в Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открывается выставка «Вызывающие духов. Медиумы и спириты», на которой представлено около 50 предметов, связанных с философским и мистическим движением – спиритизмом.

спиритизм

В общей сложности в собрании музея хранится коллекция фотографий, поступившая в 1930-х годах из Института русской литературы и насчитывающая более 300 единиц. Все снимки — черно-белые, изготовлены приблизительно в 70-90-е годы XIX столетия.

Спиритизм (от латинского spiritus – дух) как религиозное течение представляет собой веру в возможность существования загробной жизни, а также вероятность общения с душами умерших людей. Точкой отсчета истории современного спиритизма принято считать 31 марта 1848 года, когда появилось сообщение о том, что сестры Фокс вступили в контакт с душой убитого торговца. Движение в кратчайшие сроки стало очень популярным не только в США, странах Западной Европы, но и в России.

В России под «спиритизмом» понимают и философию спиритического учения и так называемое «столоверчение», или автоматическое письмо. Упоминания о первых русских спиритуалистах встречаются с 1950-х годов XIX столетия, но массовое увлечение спиритизмом приходится лишь на 1870-е годы. У истоков этого движения на русской почве стоит небольшой кружок энтузиастов, к которому принадлежали А.Н.Аксаков, Н.П.Вагнер (профессор Петербургского университета, зоолог), а также один из известнейших химиков того времени, университетский профессор, А.М.Бутлеров.

На выставке представлена коллекция фотографий из архива А.Н.Аксакова, которая хранится в фондах Музея истории религии. Александр Николаевич Аксаков (1832-1903) – русский публицист, переводчик, издатель, известный изобретением термина «телекинез», автор книг «Спиритуализм и наука» (1872), «Анимизм и спиритизм» (1893) и т.д. На протяжении всей жизни он вел обширную переписку с различными спиритическими объединениями, был известным и уважаемым членом многих зарубежных спиритических обществ.

Выставка разделена на два основных раздела. В первом разделе представлены документы, связанные с происхождением спиритизма. Это труды основателей течения и документальные записи спиритических сеансов. Особое место в этом разделе занимает сборник записей бесед спиритических сеансов. Эти записи выходят за временные рамки выставки, но они являются ярким примером того, что интерес и внимание к этому вопросу не исчез и в начале ХХ века.

Так же в первой части представлены фотографии медиумов и соратников Аксакова по спиритическим сеансам. Эти снимки он получал с разных концов света, в основном, из стран континентальной Европы. На тыльной стороне большей части фотографий присутствуют надписи с комментариями на разных европейских языках, преимущественно, на английском. Как правило, в надписях указаны фамилия, имя отправителя (реже фотографа) и дата снимка.

Второй раздел экспозиции представлен фотографиями спиритических сеансов и материализованных предметов. Среди последних можно увидеть фотографии парафиновых слепков материализовавшихся слепков рук, ног и других предметов. По фотографиям спиритических сеансов и их атрибутов можно сложить общее представление о практике «столоверчения».

Завершает выставку третий раздел с фотографиями материализованных духов. Он охватывает большую часть всей коллекции. В него входят студийные фотографии отдельных медиумов (с указанием имени) с полупрозрачными фигурами «духов», сеансы «столоверчения» и даже несколько изображений спиритических сеансов с участием самого Аксакова. В надписях на фотографиях указываются не только даты и участники сеансов, но и какой именно дух им являлся, при каком объективе (закрытом или открытом) происходила фиксация «явления», а также имена свидетелей.

Выставка продлится до 8 ноября.

19 октября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.