Директор Русского музея: Икона «Ангел Златые власы» никуда не переедет

Русский музей не допустит перемещения иконы «Ангел Златые власы». Об этом на пресс-конференции заявил директор Русского музея Владимир Гусев. «Волга впадает в Каспийское море, а „Ангел Златые власы“ никуда не переезжает — ни со стены во втором зале, ни из музея», — заявил Гусев. «Я бы поставил в этом деле многоточие, потому что жизнь продолжается. Но результат положительный», — добавил он.

Ангел Златые власы

При этом Гусев неоднократно подчеркнул, что публикуемые в СМИ материалы, содержащие высказывания сотрудников и хранителей музея, являются провокацией и содержат недостоверную информацию. «Разговоров с министром или Министерством, при котором меня бы шантажировали или угрожали, не было», — прокомментировал ситуацию Гусев.

Гусев подтвердил, что фонд «Иваново дело» действительно в течение нескольких лет обращается к Русскому музею и в Министерство культуры с предложением об участии в реставрации Храма Михаила Архангела в Михайловском замке. «Это можно было бы только приветствовать, если бы при этом руководством фонда не выдвигалось невыполнимое условие включения в соглашение о сотрудничестве пункта о многократных перемещениях иконы из постоянной экспозиции Михайловского дворца в небольшое помещение Храма Михаила Архангела, реставрация которого не завершена и где не может быть обеспечен необходимый режим хранения и безопасности иконы», — заявил директор.

Как передает Росбалт, он также напомнил негативный опыт сотрудничества Русского музея с фондом «Иваново дело».

В августе 2008 года Православный приход Корсунско-Богородицкого собора Торопца Тверской области попросил министра культуры Александра Авдеева помочь вернуть икону «Богоматерь Одигитрия» (В 1921 году икону изъяли из собора. Она поступила в Русский музей, где реставраторы спасли ее от неминуемой гибели). Затем к министру обратился и Патриарх Кирилл с просьбой о временной выдаче иконы из музея в недавно сооруженный храм Александра Невского в сельском поселении Павло-Слободское Истринского района Московской области. Музей согласился отдать икону на год, что не противоречит музейной практике. Вскоре музей заключил дополнительное соглашение, которое устанавливало новую дату возврата иконы — 22 марта 2011 года. «После чего без объяснения причин икона была изъята из коллекции музея и, насколько нам известно, по сей день пребывает в Храме поселка в Московской области. Многократные обращения музея во все инстанции с просьбой вернуть икону остались безответными, что мешает сотрудничеству с Фондом „Иваново дело“, — говорится в заявлении Гусева.

Владимир Гусев

«Ангел Златые власы» — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят ее к новгородской школе иконописи.

Ранее шесть сотрудников Государственного Русского музея и обозреватель журнала «Город 812» Михаил Золотоносов заявили, что министр культуры РФ Владимир Мединский вместе с бизнесменом Сергеем Шмаковым якобы добиваются перемещения иконы «Ангел Златые власы». Работники ГРМ попросили прокурора Петербурга Сергея Литвиненко провести прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования в связи с подготовкой к изъятию из экспозиции музея «самой ценной иконы из коллекции Отдела древнерусского искусства», а также пресечь давление на директора музея Владимира Гусева. «Потребовать от директора ГРМ Гусева В.А. строго соблюдать законодательство РФ и Устав ГРМ, утвержденный приказом Министерства культуры, обеспечить сохранение культурных ценностей, в том числе иконы ‚Ангел Златые власы‘», — говорится в обращении.

17 октября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.