Историки СПбГУ ищут утраченный иконостас Смольного собора

Ученые-историки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) ищут исторические материалы об иконостасе Смольного собора. С начала 2017 года специалистам удалось собрать ряд редких архивных документов, а также обнаружить аналоги иконостаса в Царском Селе.

Звонница Смольного собора

Третий и последний иконостас работы Максимилиана Месмахера — известного архитектора, автора проектов многих зданий Москвы и Санкт-Петербурга — в 1875 году был установлен в Смольном Воскресения Христова соборе, входящем в архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Однако после революции религиозный памятник серьезно пострадал, а в самом соборе в разное время размешались светские организации. Однако каркас иконостаса сохранялся в интерьере собора до тех пор, пока здание не передали в ведение Государственного музея истории Ленинграда. Конструкцию высотой в несколько метров решили полностью разобрать, и с тех пор ее дальнейшая судьба была неизвестна.

«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах», — рассказал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга выступил с инициативой воссоздания утраченного иконостаса. Для последующей реконструкции памятника сотрудники комитета собрали исторические материалы — чертежи, изображения и документы.

На следующем этапе поисков КГИОП обратился за помощью к ученым-историкам СПбГУ. Рабочая группа Университета предприняла попытку найти фрагменты иконостаса, которые могут помочь специалистам определить точный цвет и материал памятника. В течение нескольких месяцев историки работали в архивах, осматривали хранилища и опрашивали музейных работников.

Специалисты СПбГУ провели фотофиксацию аналогов религиозного памятника — фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании нового иконостаса для собора Растрелли — шедевра архитектуры этого стиля. Пушкинские святыни также могут стать ориентиром при воссоздании иконостаса Смольного собора.

Кроме того, эксперты СПбГУ обнаружили ценные архивные материалы, которые в дальнейшем помогут в реконструкции иконостаса. В собрании Российской национальной библиотеки был найден альбом иконостасов 1904 года с тремя изображениями иконостаса Смольного собора, два из которых — с масштабной линейкой. Специалисты нашли и другие проекты Месмахера — кафедры и входного деревянного тамбура, которые не имеют отношения к иконостасу, но могут быть полезны при восстановлении других элементов убранства.

«Поддержку в поиске исторических материалов и аналогов иконостаса оказывает ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он проявляет большой интерес к работе группы и нередко лично обращается в различные структуры с просьбой оказать нам помощь», — отметил Абдулла Даудов.

Сегодня основные поиски исторических материалов об иконостасе Смольного собора завершены. Однако рабочая группа не теряет надежды на то, что фрагменты иконостаса будут найдены. В связи с этим специалисты будут благодарны за любые исторические сведения об иконостасе и возможном местонахождении его фрагментов.

Если вы располагаете какой-либо информацией об утраченном иконостасе, просим сообщить об этом специалистам СПбГУ по адресу: a.daudov@spbu.ru, или по телефону: +7 (812) 328-94-47.

14 октября 2017 // рубрика: Стиль жизни

Даниил Коцюбинский на «Квартирнике» в Росбалте рассказал об исторической памяти

В «Родине» начинается ретроспектива Ксавье Долана

В «Ленинград Центре» состоится петербургская премьера фильма «Пылающий»

В Анненкирхе откроется персональная выставка Андрея Оленева

«Биртман» выпустил кавер на песню Цоя «Прохожий»

В Петербурге создадут диораму, посвященную Великой Отечественной войне

«Звери» выпустили каверы на песни Майка Науменко, записанные для «Лета»

Мариинский театр опровергает отмену выступления Гергиева в Бад-Киссингене

Борис Гребенщиков прервал уличный концерт в Киеве из-за национал-радикала (видео)

В Павловске открыта выставка о детстве и юности царя-освободителя Александра II

В «Ленинград центре» открывается выставка «Легендарное телевидение-80»

В Михайловском замке откроется выставка современных художников КНР

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.