Историки СПбГУ ищут утраченный иконостас Смольного собора

Ученые-историки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) ищут исторические материалы об иконостасе Смольного собора. С начала 2017 года специалистам удалось собрать ряд редких архивных документов, а также обнаружить аналоги иконостаса в Царском Селе.

Звонница Смольного собора

Третий и последний иконостас работы Максимилиана Месмахера — известного архитектора, автора проектов многих зданий Москвы и Санкт-Петербурга — в 1875 году был установлен в Смольном Воскресения Христова соборе, входящем в архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Однако после революции религиозный памятник серьезно пострадал, а в самом соборе в разное время размешались светские организации. Однако каркас иконостаса сохранялся в интерьере собора до тех пор, пока здание не передали в ведение Государственного музея истории Ленинграда. Конструкцию высотой в несколько метров решили полностью разобрать, и с тех пор ее дальнейшая судьба была неизвестна.

«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах», — рассказал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга выступил с инициативой воссоздания утраченного иконостаса. Для последующей реконструкции памятника сотрудники комитета собрали исторические материалы — чертежи, изображения и документы.

На следующем этапе поисков КГИОП обратился за помощью к ученым-историкам СПбГУ. Рабочая группа Университета предприняла попытку найти фрагменты иконостаса, которые могут помочь специалистам определить точный цвет и материал памятника. В течение нескольких месяцев историки работали в архивах, осматривали хранилища и опрашивали музейных работников.

Специалисты СПбГУ провели фотофиксацию аналогов религиозного памятника — фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании нового иконостаса для собора Растрелли — шедевра архитектуры этого стиля. Пушкинские святыни также могут стать ориентиром при воссоздании иконостаса Смольного собора.

Кроме того, эксперты СПбГУ обнаружили ценные архивные материалы, которые в дальнейшем помогут в реконструкции иконостаса. В собрании Российской национальной библиотеки был найден альбом иконостасов 1904 года с тремя изображениями иконостаса Смольного собора, два из которых — с масштабной линейкой. Специалисты нашли и другие проекты Месмахера — кафедры и входного деревянного тамбура, которые не имеют отношения к иконостасу, но могут быть полезны при восстановлении других элементов убранства.

«Поддержку в поиске исторических материалов и аналогов иконостаса оказывает ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он проявляет большой интерес к работе группы и нередко лично обращается в различные структуры с просьбой оказать нам помощь», — отметил Абдулла Даудов.

Сегодня основные поиски исторических материалов об иконостасе Смольного собора завершены. Однако рабочая группа не теряет надежды на то, что фрагменты иконостаса будут найдены. В связи с этим специалисты будут благодарны за любые исторические сведения об иконостасе и возможном местонахождении его фрагментов.

Если вы располагаете какой-либо информацией об утраченном иконостасе, просим сообщить об этом специалистам СПбГУ по адресу: a.daudov@spbu.ru, или по телефону: +7 (812) 328-94-47.

14 октября 2017 // рубрика: Стиль жизни

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.

Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

Пьеро в городе Петра

В Россию впервые привезли работы одного из выдающихся итальянских художников и математиков. Лучшим местом для экспозиции оказался Петербург. Толпа гостей и репортеров теснилась у входа в Пикетный зал Эрмитажа. Путь им преграждала широкая лента. Директор музея Михаил Пиотровский произнес короткую прочувствованную речь о том, что давно мечтал о выставке Пьеро делла Франческа — шедевры этого мастера никогда еще не пересекали границы России. И вот, наконец, 11 картин и фресок, а также редчайшие рукописи из музеев Италии, Испании, Франции и частных коллекций представляются в Петербурге.

Выставка Якоба Йорданса

В Эрмитаже открыта выставка Якоба Йорданса

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России», которая продлится до 26 мая. Жемчужиной коллекции стало знаменитое полотно «Оплакивание Христа», хранившееся в Александро-Невской лавре 225 лет и впервые покинувшее ее стены. Зрителям представлены картины всех жанров, в которых работал художник, и все этапы его творчества — с середины 1610-х до середины 1660-х годов.