Историки СПбГУ ищут утраченный иконостас Смольного собора

Ученые-историки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) ищут исторические материалы об иконостасе Смольного собора. С начала 2017 года специалистам удалось собрать ряд редких архивных документов, а также обнаружить аналоги иконостаса в Царском Селе.

Звонница Смольного собора

Третий и последний иконостас работы Максимилиана Месмахера — известного архитектора, автора проектов многих зданий Москвы и Санкт-Петербурга — в 1875 году был установлен в Смольном Воскресения Христова соборе, входящем в архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Однако после революции религиозный памятник серьезно пострадал, а в самом соборе в разное время размешались светские организации. Однако каркас иконостаса сохранялся в интерьере собора до тех пор, пока здание не передали в ведение Государственного музея истории Ленинграда. Конструкцию высотой в несколько метров решили полностью разобрать, и с тех пор ее дальнейшая судьба была неизвестна.

«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах», — рассказал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга выступил с инициативой воссоздания утраченного иконостаса. Для последующей реконструкции памятника сотрудники комитета собрали исторические материалы — чертежи, изображения и документы.

На следующем этапе поисков КГИОП обратился за помощью к ученым-историкам СПбГУ. Рабочая группа Университета предприняла попытку найти фрагменты иконостаса, которые могут помочь специалистам определить точный цвет и материал памятника. В течение нескольких месяцев историки работали в архивах, осматривали хранилища и опрашивали музейных работников.

Специалисты СПбГУ провели фотофиксацию аналогов религиозного памятника — фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании нового иконостаса для собора Растрелли — шедевра архитектуры этого стиля. Пушкинские святыни также могут стать ориентиром при воссоздании иконостаса Смольного собора.

Кроме того, эксперты СПбГУ обнаружили ценные архивные материалы, которые в дальнейшем помогут в реконструкции иконостаса. В собрании Российской национальной библиотеки был найден альбом иконостасов 1904 года с тремя изображениями иконостаса Смольного собора, два из которых — с масштабной линейкой. Специалисты нашли и другие проекты Месмахера — кафедры и входного деревянного тамбура, которые не имеют отношения к иконостасу, но могут быть полезны при восстановлении других элементов убранства.

«Поддержку в поиске исторических материалов и аналогов иконостаса оказывает ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он проявляет большой интерес к работе группы и нередко лично обращается в различные структуры с просьбой оказать нам помощь», — отметил Абдулла Даудов.

Сегодня основные поиски исторических материалов об иконостасе Смольного собора завершены. Однако рабочая группа не теряет надежды на то, что фрагменты иконостаса будут найдены. В связи с этим специалисты будут благодарны за любые исторические сведения об иконостасе и возможном местонахождении его фрагментов.

Если вы располагаете какой-либо информацией об утраченном иконостасе, просим сообщить об этом специалистам СПбГУ по адресу: a.daudov@spbu.ru, или по телефону: +7 (812) 328-94-47.

14 октября 2017 // рубрика: Стиль жизни

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.