Историки СПбГУ ищут утраченный иконостас Смольного собора

Ученые-историки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) ищут исторические материалы об иконостасе Смольного собора. С начала 2017 года специалистам удалось собрать ряд редких архивных документов, а также обнаружить аналоги иконостаса в Царском Селе.

Звонница Смольного собора

Третий и последний иконостас работы Максимилиана Месмахера — известного архитектора, автора проектов многих зданий Москвы и Санкт-Петербурга — в 1875 году был установлен в Смольном Воскресения Христова соборе, входящем в архитектурный ансамбль Смольного монастыря. Однако после революции религиозный памятник серьезно пострадал, а в самом соборе в разное время размешались светские организации. Однако каркас иконостаса сохранялся в интерьере собора до тех пор, пока здание не передали в ведение Государственного музея истории Ленинграда. Конструкцию высотой в несколько метров решили полностью разобрать, и с тех пор ее дальнейшая судьба была неизвестна.

«В 1972 году, когда иконостас решили окончательно разобрать, страна отмечала 50-летие образования Советского Союза. У нас есть гипотеза, что на место иконостаса решили установить экспонаты, имеющие отношение к празднику. Фрагменты конструкции никак не зарегистрировали и никуда не передали на хранение. Возможно, части иконостаса просто уничтожили, потому что это было время воинствующего атеизма. Однако история знает примеры, когда утраченные произведения искусства находили в самых неожиданных местах», — рассказал руководитель рабочей группы, директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга выступил с инициативой воссоздания утраченного иконостаса. Для последующей реконструкции памятника сотрудники комитета собрали исторические материалы — чертежи, изображения и документы.

На следующем этапе поисков КГИОП обратился за помощью к ученым-историкам СПбГУ. Рабочая группа Университета предприняла попытку найти фрагменты иконостаса, которые могут помочь специалистам определить точный цвет и материал памятника. В течение нескольких месяцев историки работали в архивах, осматривали хранилища и опрашивали музейных работников.

Специалисты СПбГУ провели фотофиксацию аналогов религиозного памятника — фрагментов резьбы барочных иконостасов ХVIII века, хранящихся в фондах ГМЗ «Царское Село». Царскосельские иконостасы принадлежат эпохе барокко, на которую ориентировался Месмахер при создании нового иконостаса для собора Растрелли — шедевра архитектуры этого стиля. Пушкинские святыни также могут стать ориентиром при воссоздании иконостаса Смольного собора.

Кроме того, эксперты СПбГУ обнаружили ценные архивные материалы, которые в дальнейшем помогут в реконструкции иконостаса. В собрании Российской национальной библиотеки был найден альбом иконостасов 1904 года с тремя изображениями иконостаса Смольного собора, два из которых — с масштабной линейкой. Специалисты нашли и другие проекты Месмахера — кафедры и входного деревянного тамбура, которые не имеют отношения к иконостасу, но могут быть полезны при восстановлении других элементов убранства.

«Поддержку в поиске исторических материалов и аналогов иконостаса оказывает ректор СПбГУ Николай Кропачев. Он проявляет большой интерес к работе группы и нередко лично обращается в различные структуры с просьбой оказать нам помощь», — отметил Абдулла Даудов.

Сегодня основные поиски исторических материалов об иконостасе Смольного собора завершены. Однако рабочая группа не теряет надежды на то, что фрагменты иконостаса будут найдены. В связи с этим специалисты будут благодарны за любые исторические сведения об иконостасе и возможном местонахождении его фрагментов.

Если вы располагаете какой-либо информацией об утраченном иконостасе, просим сообщить об этом специалистам СПбГУ по адресу: a.daudov@spbu.ru, или по телефону: +7 (812) 328-94-47.

14 октября 2017 // рубрика: Стиль жизни

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.