ТЮЗ заговорил об экологии в «Лице Земли»

Начало учебного года Театр юного зрителя ознаменовал премьерой спектакля «Лицо Земли», посвященного проблемам экологии и человеческой ответственности за сохранение жизни на нашей планете. Его создатели — деятели нового поколения драматург Ася Волошина и режиссер Евгения Сафонова, лауреат премии «Прорыв» 2016 года.

ТЮЗ, Лицо Земли

Выход спектакля приурочен к Году экологии в России. Его поддерживает Санкт-Петербургский Международный культурный форум. Концепцию постановки театр характеризует как мультипотоковое и клиповое действие, близкое современной молодежной аудитории и вместе с тем красивое и поэтичное. Это большой урок, на котором школьники не будут скучать.

В сущности, это первая для формата российского театра попытка разговора об экологии. Спектакль построен по алфавитному принципу — каждый цикл соответствует определенной букве: А — антропоцен, Б — биота, В — вымирание, Г — глобальное потепление, Д — дрейф материков и так далее. Останавливается список на букве О, которую представляет Остров Пасхи — зрителю предлагают узнать простую и печальную разгадку появления грандиозных идолов на земле, где практически нет деревьев. Вместе с тем прерывание на середине алфавита для создателей символизирует надежду.

Спектакль содержит много поучительных фактов о мире живой природы — например, печальные истории животных из Черной книги и просто интересные для юной аудитории сведения о существующих видах. В то же время он то и дело призывает вникнуть, вдуматься, примерить что-то на собственную жизнь, — например, то, что истребление слонов ради добычи бивней, ведется такими темпами, что наши внуки и правнуки могут уже не увидеть этих животных.

ТЮЗ, Лицо Земли

Художественная сторона отличается яркими и доходчивыми изобразительными средствами, созданными ведущими дизайнерами Санкт-Петербурга. Несколько актеров символизируют равнодушное общество потребления, являющееся безмолвным фоном для той драматической информации, которую раскрывают зрителю рассказчики. Перфоманс, посвященный лабораторной крысе с измененным сознанием, наверняка понравится зрителям помладше и разбавит тяжелые впечатления от более мрачных воплощений в этом спектакле — в частности, фотографий тел животных с пластиковыми отходами внутри.

Иными словами, творческий коллектив спектакля позаботился о том, чтобы каждый зритель был заинтересован. И хотя он не соответствует театральным канонам, в нем нет фабулы и сюжета, все же он гораздо лучше познавательных книг, фильмов и лекций способен донести информацию до детей и подростков.

Книги и фильмы расхолаживают, так как их в любой момент можно отложить, а лекциям недостает творческого задора и огонька. А вот постановка ТЮЗа все время действия заставляет сохранять сосредоточенность, и тем не менее она не скучна.

Премьерные показы в сентябре уже посетили многие петербуржцы, в том числе — школьники с родителями и педагогами. Следующий раз спектакль можно будет увидеть 5 октября.

ТЮЗ, Лицо Земли

1 октября 2017 Текст и фото: Людмила Семенова.// рубрика: Театры / музыка

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).