В Музее истории религии открыта выставка «Только верою!»

К 500-летию Реформации в Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открылась выставка «Только верою!». Она рассказывает о зарождении, истории и идеологии Протестантизма, третьего наряду с православием и католицизмом направления в христианстве.

выставка в Музее истории религии

В экспозицию вошло около 150 экспонатов из собрания Государственного музея истории религии. Большинство предметов датируются XVI-XXI веками и экспонируются впервые, среди них — книги, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, мелкой пластики из фондов музея.

Реформация — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на реформирование католицизма. Ее началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал с осуждением доктринальных принципов Римско-Католической церкви.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство): Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путем англиканства.

выставка в Музее истории религии

В ходе Реформации Библия, переведенная богословами на национальные языки, была предоставлена верующим с правом самостоятельно толковать ее и вкладывать в свою веру новое содержание. Христианское богослужение обрело национальные языки и возникли национальные церкви. Вероучение протестантизма провозгласило единым источником веры Священное Писание. Принцип «только Писание» (Sola Srriptura) отвергал учение католиков и православных о двух источниках веры. Новое учение о спасении души христианина «только верой» (Sola fide) и «только благодатью» (Sola gratia) было направлено на опровержение католического богословия и связанной с ним культовой практики. Нововведения протестантизма включали осуждение монашества и безбрачия духовенства, отказ от поклонения мощам и реликвиям святых, признание лишь двух христианских таинств из семи. Протестантизм существенно изменил структуру церковных организаций.

Выставка разделена на несколько основных разделов. Первый из них посвящен основоположнику Реформаторского движения Мартину Лютеру. Кроме многочисленных скульптурных и графических портретов, Лютера, на выставке представлено и литературное наследие мыслителя.

выставка в Музее истории религии

Последователи Реформации защищали национальную идентичность своего народа, способствуя началу формирования национальных государств. В течение XVI – XVII вв. реформаторы и протестантское духовенство осуществили программу библейского просвещения своих народов, во многом подготовив культурный прогресс Европы в эпоху Просвещения XVIII в. Этим двум важнейшим процессам посвящены два следующих раздела экспозиции. Многие экспонаты данных разделов, такие как Орудия Великой Крестьянской войны в Германии, монументальное панно М.И. Шехтмана 1938 года «Варфоломеевская ночь» экспонировались в музее более четверти века назад.

Завершает выставку самый масштабный раздел, рассказывающий о сложении и истории протестантских общин в России. На территории страны в 1912 году протестанты составляли 4,85% населения. На выставке впервые в столь полном объеме экспонируется коллекция портретов и памятных предметов петербургских пасторов, а также полученная в дар коллекция костюмов гуттеритов (течение внутри анабаптизма, отличительной чертой которого является общность имущества). Внимание посетителей, безусловно, привлекут два пятиметровых витража с изображением Евангелистов Марка и Матфея, изготовленные в рижской мастерской Эрнста Тоге в начале XX века. Экспозиция также включает и ряд современных материалов, предоставленных музею Объединением церквей евангельских христиан-баптистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Централизованной религиозной организацией Северо-Западного Объединения Российской церкви христиан веры евангельской, Церковью Христиан Адвентистов Седьмого дня в Санкт – Петербурге и Армией Спасения.

Выставка продлится до 26 ноября.

выставка в Музее истории религии

27 сентября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.