В Музее истории религии открыта выставка «Только верою!»

К 500-летию Реформации в Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открылась выставка «Только верою!». Она рассказывает о зарождении, истории и идеологии Протестантизма, третьего наряду с православием и католицизмом направления в христианстве.

выставка в Музее истории религии

В экспозицию вошло около 150 экспонатов из собрания Государственного музея истории религии. Большинство предметов датируются XVI-XXI веками и экспонируются впервые, среди них — книги, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, мелкой пластики из фондов музея.

Реформация — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на реформирование католицизма. Ее началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал с осуждением доктринальных принципов Римско-Католической церкви.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство): Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путем англиканства.

выставка в Музее истории религии

В ходе Реформации Библия, переведенная богословами на национальные языки, была предоставлена верующим с правом самостоятельно толковать ее и вкладывать в свою веру новое содержание. Христианское богослужение обрело национальные языки и возникли национальные церкви. Вероучение протестантизма провозгласило единым источником веры Священное Писание. Принцип «только Писание» (Sola Srriptura) отвергал учение католиков и православных о двух источниках веры. Новое учение о спасении души христианина «только верой» (Sola fide) и «только благодатью» (Sola gratia) было направлено на опровержение католического богословия и связанной с ним культовой практики. Нововведения протестантизма включали осуждение монашества и безбрачия духовенства, отказ от поклонения мощам и реликвиям святых, признание лишь двух христианских таинств из семи. Протестантизм существенно изменил структуру церковных организаций.

Выставка разделена на несколько основных разделов. Первый из них посвящен основоположнику Реформаторского движения Мартину Лютеру. Кроме многочисленных скульптурных и графических портретов, Лютера, на выставке представлено и литературное наследие мыслителя.

выставка в Музее истории религии

Последователи Реформации защищали национальную идентичность своего народа, способствуя началу формирования национальных государств. В течение XVI – XVII вв. реформаторы и протестантское духовенство осуществили программу библейского просвещения своих народов, во многом подготовив культурный прогресс Европы в эпоху Просвещения XVIII в. Этим двум важнейшим процессам посвящены два следующих раздела экспозиции. Многие экспонаты данных разделов, такие как Орудия Великой Крестьянской войны в Германии, монументальное панно М.И. Шехтмана 1938 года «Варфоломеевская ночь» экспонировались в музее более четверти века назад.

Завершает выставку самый масштабный раздел, рассказывающий о сложении и истории протестантских общин в России. На территории страны в 1912 году протестанты составляли 4,85% населения. На выставке впервые в столь полном объеме экспонируется коллекция портретов и памятных предметов петербургских пасторов, а также полученная в дар коллекция костюмов гуттеритов (течение внутри анабаптизма, отличительной чертой которого является общность имущества). Внимание посетителей, безусловно, привлекут два пятиметровых витража с изображением Евангелистов Марка и Матфея, изготовленные в рижской мастерской Эрнста Тоге в начале XX века. Экспозиция также включает и ряд современных материалов, предоставленных музею Объединением церквей евангельских христиан-баптистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Централизованной религиозной организацией Северо-Западного Объединения Российской церкви христиан веры евангельской, Церковью Христиан Адвентистов Седьмого дня в Санкт – Петербурге и Армией Спасения.

Выставка продлится до 26 ноября.

выставка в Музее истории религии

27 сентября 2017 // рубрика: Музеи / кино

В Фотанном доме покажут фильм к 100-летию Даниила Гранина

Квартирник в Росбалте: От бизона до Барбизона — музейные истории Валерия Ахунова

«Безусловный театр» представляет премьеру трех спектаклей

В Доме национальностей откроется выставка Андрея Ушина, посвященная блокаде

Музей стрит-арта предлагает свою экспертизу граффити на улицах Петербурга

«Родина» зовет на русские короткометражки

В Ленинградском зоопарке 27 января вспомнят о героях, сохранивших зверинец в годы блокады

На премьеру «Beef: Русский хип-хоп» в Петербурге соберутся Оксимирон, Нигатив и Жиган

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

В Республике кошек до февраля открыта «Кота Nostra. Хозяева улиц и дворов»

В Петербурге пройдет мопсоелка в стиле «Великого Гэтсби»

На Обводном канале появилась работа легендарного Мишеля Дюше

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!