В Музее истории религии открыта выставка «Только верою!»

К 500-летию Реформации в Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открылась выставка «Только верою!». Она рассказывает о зарождении, истории и идеологии Протестантизма, третьего наряду с православием и католицизмом направления в христианстве.

выставка в Музее истории религии

В экспозицию вошло около 150 экспонатов из собрания Государственного музея истории религии. Большинство предметов датируются XVI-XXI веками и экспонируются впервые, среди них — книги, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, мелкой пластики из фондов музея.

Реформация — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на реформирование католицизма. Ее началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал с осуждением доктринальных принципов Римско-Католической церкви.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство): Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путем англиканства.

выставка в Музее истории религии

В ходе Реформации Библия, переведенная богословами на национальные языки, была предоставлена верующим с правом самостоятельно толковать ее и вкладывать в свою веру новое содержание. Христианское богослужение обрело национальные языки и возникли национальные церкви. Вероучение протестантизма провозгласило единым источником веры Священное Писание. Принцип «только Писание» (Sola Srriptura) отвергал учение католиков и православных о двух источниках веры. Новое учение о спасении души христианина «только верой» (Sola fide) и «только благодатью» (Sola gratia) было направлено на опровержение католического богословия и связанной с ним культовой практики. Нововведения протестантизма включали осуждение монашества и безбрачия духовенства, отказ от поклонения мощам и реликвиям святых, признание лишь двух христианских таинств из семи. Протестантизм существенно изменил структуру церковных организаций.

Выставка разделена на несколько основных разделов. Первый из них посвящен основоположнику Реформаторского движения Мартину Лютеру. Кроме многочисленных скульптурных и графических портретов, Лютера, на выставке представлено и литературное наследие мыслителя.

выставка в Музее истории религии

Последователи Реформации защищали национальную идентичность своего народа, способствуя началу формирования национальных государств. В течение XVI – XVII вв. реформаторы и протестантское духовенство осуществили программу библейского просвещения своих народов, во многом подготовив культурный прогресс Европы в эпоху Просвещения XVIII в. Этим двум важнейшим процессам посвящены два следующих раздела экспозиции. Многие экспонаты данных разделов, такие как Орудия Великой Крестьянской войны в Германии, монументальное панно М.И. Шехтмана 1938 года «Варфоломеевская ночь» экспонировались в музее более четверти века назад.

Завершает выставку самый масштабный раздел, рассказывающий о сложении и истории протестантских общин в России. На территории страны в 1912 году протестанты составляли 4,85% населения. На выставке впервые в столь полном объеме экспонируется коллекция портретов и памятных предметов петербургских пасторов, а также полученная в дар коллекция костюмов гуттеритов (течение внутри анабаптизма, отличительной чертой которого является общность имущества). Внимание посетителей, безусловно, привлекут два пятиметровых витража с изображением Евангелистов Марка и Матфея, изготовленные в рижской мастерской Эрнста Тоге в начале XX века. Экспозиция также включает и ряд современных материалов, предоставленных музею Объединением церквей евангельских христиан-баптистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Централизованной религиозной организацией Северо-Западного Объединения Российской церкви христиан веры евангельской, Церковью Христиан Адвентистов Седьмого дня в Санкт – Петербурге и Армией Спасения.

Выставка продлится до 26 ноября.

выставка в Музее истории религии

27 сентября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.