Издательство Ивана Лимбаха выпустило трилогию Арно Шмидта «Ничейного отца дети»

Издательство Ивана Лимбаха выпустило трилогию Арно Шмидта (1914–1979) «Ничейного отца дети». Это — неподражаемо точный рассказ очевидца о жизни в Люнебургской пустоши, к северу от Гамбурга, в круге радиусом около 5 км, который можно очертить вокруг крошечного городка Бомлиц, в военные и первые послевоенные годы.

Арно Шмидт

Клочок немецкой земли предстает в трех романах как часть большого пространства мировой истории и культуры, как место, где на равных правах с людьми обитают и действуют персонажи античной, германской и кельтской мифологии. Тексты романов печатаются с сохранением особенностей авторской пунктуации.

Это ранняя проза одного из самых влиятельных послевоенных немецких писателей. Он был выдающимся интеллектуалом-аутсайдером, стилистом-новатором, реформатором прозаической речи и привычной повествовательности, оставаясь преданным ценителем немецкой литературной традиции.

В 1951 году под одной обложкой вышли два первых романа Шмидта — «Брандова пуща» и «Черные зеркала», в 1953-м — третий, «Из жизни одного фавна». С 1963 года эти романы писателя публикуются как трилогия — под общим названием «Ничейного отца дети» (Nobodaddy’s Kinder). Действие романов разыгрывается в Люнебургской пустоши, в окрестностях Бомлица, где рядом с мельницей на речке Варнау, в доме, населенном 50 беженцами, Шмидт поселился с женой в 1946 году после того, как вернулся из английского плена.

Кем бы ни был повествователь — писателем, начинающим жизнь заново в послевоенном хаосе («Брандова пуща»), единственным выжившим в атомной войне («Чёрные зеркала»), чиновником в гитлеровской Германии («Из жизни одного фавна»), — с нами всегда с точностью и трагичностью очевидца говорит сам Шмидт, а Люнебургская пустошь неизменно становится, по выражению Ханса Волльшлегера, «подмостками мирового театра, на которых разыгрывается вся проблематика XX столетия».

В то, что существование сложнейшей прозы Арно Шмидта на русском языке возможно, еще недавно трудно было поверить. Эту виртуозную работу проделала Татьяна Баскакова, лауреат специальной Немецкой премии за лучший перевод 2015 года, известная по переводам «Реки без берегов» Ханса Хенни Янна, романа Альфреда Дёблина «Горы моря и гиганты». Она же написала статью и подробный комментарий к романам.

25 сентября 2017 // рубрика: Литература

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.