В Александринке представят революционный концерт по «Оптимистической трагедии»

В Александринском театре 19 и 20 сентября представляют премьеру спектакля Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Создатели постановки определяют ее жанр как «революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского». В плейлисте спектакля — музыка Моцарта и Децла.

Новая сцена Александринского театра

Новую версию пьесы создала драматург Ася Волошина. Премьера вошла в программу XI Международного фестиваля «Александринский». В спектакле участвуют народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин, артисты Анна Блинова, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков, Сергей Мардарь, Александр Лушин, Алексей Васильченко и другие.

Современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского для Александринского театра далеко не случайно. Именно на этой сцене создал свой легендарный спектакль Георгий Товстоногов. Но первая из знаменитых постановок «Оптимистической трагедии» появилась одновременно с пьесой, в 1933 году в Москве. Это был спектакль Александра Таирова, создателя Камерного театра.

Роль Комиссара исполняла Алиса Коонен, и считается, что именно эта актриса предложила Вишневскому дать пьесе ставшее классическим название — «Оптимистическая трагедия». Историческим прототипом роли стала литератор и политработник военного флота Лариса Рейснер. После премьеры пьеса, рассказывающая о событиях 1918 года, надолго исчезла со сцены.

Триумфальное возвращение «Оптимистической трагедии» стало событием. В спектакле развивалась тема борьбы за создание нового человека, тема пути к идеалу. Режиссер и артист Юрий Толубеев (исполнивший роль Вожака) были отмечены Ленинской премией.

Вместе с тем, просвещенная публика видела здесь и намеренные художественные рифмы с «Оптимистической трагедией» Таирова. И особое, щемящее, горькое чувство вызывала сцена Прощального матросского бала.

Новый вариант пьесы, создаваемый сегодня театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен).

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это исследование и деконструкция советского мифа, признание естественной необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. После этого пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены.

«В 1933 году бывший матрос, капитан первого ранга Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное — прикоснулись к трагическому, а значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени», — считают создатели современно постановки режиссер Виктор Рыжаков и драматург Ася Волошина.

19 сентября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.