В Александринке представят революционный концерт по «Оптимистической трагедии»

В Александринском театре 19 и 20 сентября представляют премьеру спектакля Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Создатели постановки определяют ее жанр как «революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского». В плейлисте спектакля — музыка Моцарта и Децла.

Новая сцена Александринского театра

Новую версию пьесы создала драматург Ася Волошина. Премьера вошла в программу XI Международного фестиваля «Александринский». В спектакле участвуют народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин, артисты Анна Блинова, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков, Сергей Мардарь, Александр Лушин, Алексей Васильченко и другие.

Современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского для Александринского театра далеко не случайно. Именно на этой сцене создал свой легендарный спектакль Георгий Товстоногов. Но первая из знаменитых постановок «Оптимистической трагедии» появилась одновременно с пьесой, в 1933 году в Москве. Это был спектакль Александра Таирова, создателя Камерного театра.

Роль Комиссара исполняла Алиса Коонен, и считается, что именно эта актриса предложила Вишневскому дать пьесе ставшее классическим название — «Оптимистическая трагедия». Историческим прототипом роли стала литератор и политработник военного флота Лариса Рейснер. После премьеры пьеса, рассказывающая о событиях 1918 года, надолго исчезла со сцены.

Триумфальное возвращение «Оптимистической трагедии» стало событием. В спектакле развивалась тема борьбы за создание нового человека, тема пути к идеалу. Режиссер и артист Юрий Толубеев (исполнивший роль Вожака) были отмечены Ленинской премией.

Вместе с тем, просвещенная публика видела здесь и намеренные художественные рифмы с «Оптимистической трагедией» Таирова. И особое, щемящее, горькое чувство вызывала сцена Прощального матросского бала.

Новый вариант пьесы, создаваемый сегодня театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен).

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это исследование и деконструкция советского мифа, признание естественной необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. После этого пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены.

«В 1933 году бывший матрос, капитан первого ранга Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное — прикоснулись к трагическому, а значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени», — считают создатели современно постановки режиссер Виктор Рыжаков и драматург Ася Волошина.

19 сентября 2017 // рубрика: Театры / музыка

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.