В Александринке представят революционный концерт по «Оптимистической трагедии»

В Александринском театре 19 и 20 сентября представляют премьеру спектакля Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Создатели постановки определяют ее жанр как «революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского». В плейлисте спектакля — музыка Моцарта и Децла.

Новая сцена Александринского театра

Новую версию пьесы создала драматург Ася Волошина. Премьера вошла в программу XI Международного фестиваля «Александринский». В спектакле участвуют народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин, артисты Анна Блинова, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков, Сергей Мардарь, Александр Лушин, Алексей Васильченко и другие.

Современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского для Александринского театра далеко не случайно. Именно на этой сцене создал свой легендарный спектакль Георгий Товстоногов. Но первая из знаменитых постановок «Оптимистической трагедии» появилась одновременно с пьесой, в 1933 году в Москве. Это был спектакль Александра Таирова, создателя Камерного театра.

Роль Комиссара исполняла Алиса Коонен, и считается, что именно эта актриса предложила Вишневскому дать пьесе ставшее классическим название — «Оптимистическая трагедия». Историческим прототипом роли стала литератор и политработник военного флота Лариса Рейснер. После премьеры пьеса, рассказывающая о событиях 1918 года, надолго исчезла со сцены.

Триумфальное возвращение «Оптимистической трагедии» стало событием. В спектакле развивалась тема борьбы за создание нового человека, тема пути к идеалу. Режиссер и артист Юрий Толубеев (исполнивший роль Вожака) были отмечены Ленинской премией.

Вместе с тем, просвещенная публика видела здесь и намеренные художественные рифмы с «Оптимистической трагедией» Таирова. И особое, щемящее, горькое чувство вызывала сцена Прощального матросского бала.

Новый вариант пьесы, создаваемый сегодня театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен).

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это исследование и деконструкция советского мифа, признание естественной необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. После этого пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены.

«В 1933 году бывший матрос, капитан первого ранга Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное — прикоснулись к трагическому, а значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени», — считают создатели современно постановки режиссер Виктор Рыжаков и драматург Ася Волошина.

19 сентября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.