В Александринке представят революционный концерт по «Оптимистической трагедии»

В Александринском театре 19 и 20 сентября представляют премьеру спектакля Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Создатели постановки определяют ее жанр как «революционный концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского». В плейлисте спектакля — музыка Моцарта и Децла.

Новая сцена Александринского театра

Новую версию пьесы создала драматург Ася Волошина. Премьера вошла в программу XI Международного фестиваля «Александринский». В спектакле участвуют народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин, артисты Анна Блинова, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков, Сергей Мардарь, Александр Лушин, Алексей Васильченко и другие.

Современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского для Александринского театра далеко не случайно. Именно на этой сцене создал свой легендарный спектакль Георгий Товстоногов. Но первая из знаменитых постановок «Оптимистической трагедии» появилась одновременно с пьесой, в 1933 году в Москве. Это был спектакль Александра Таирова, создателя Камерного театра.

Роль Комиссара исполняла Алиса Коонен, и считается, что именно эта актриса предложила Вишневскому дать пьесе ставшее классическим название — «Оптимистическая трагедия». Историческим прототипом роли стала литератор и политработник военного флота Лариса Рейснер. После премьеры пьеса, рассказывающая о событиях 1918 года, надолго исчезла со сцены.

Триумфальное возвращение «Оптимистической трагедии» стало событием. В спектакле развивалась тема борьбы за создание нового человека, тема пути к идеалу. Режиссер и артист Юрий Толубеев (исполнивший роль Вожака) были отмечены Ленинской премией.

Вместе с тем, просвещенная публика видела здесь и намеренные художественные рифмы с «Оптимистической трагедией» Таирова. И особое, щемящее, горькое чувство вызывала сцена Прощального матросского бала.

Новый вариант пьесы, создаваемый сегодня театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен).

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это исследование и деконструкция советского мифа, признание естественной необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. После этого пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены.

«В 1933 году бывший матрос, капитан первого ранга Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное — прикоснулись к трагическому, а значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени», — считают создатели современно постановки режиссер Виктор Рыжаков и драматург Ася Волошина.

19 сентября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

17 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.

Русский экспрессионизм

Экспрессионизм — лед и пламень русского авангарда

С 20 сентября по 19 ноября в выставочных залах Корпуса Бенуа можно увидеть выставку «Экспрессионизм в русском искусстве». Жанр, охвативший культуру Европы и Америки во всех сферах изобразительного искусства, а также литературы, музыки, театра и кино, коснулся и России, приобретя некий особый колорит. Его становление в русской культуре продолжалось с поздних 1900-х до середины 1930-х. Однако его предтечей можно считать отдельные произведения таких эмоциональных и вдумчивых мастеров, как Ге, Врубель, Серов, Репин, Перов, Добужинский и другие.