В Доме-музее Шаляпина открылась выставка «Артист и власть»

Выставка «Артист и власть: Ф.И. Шаляпин в 1917–1922 гг.» открылась в доме-музее великого русского певца на улице Графтио, 2Б. Она будет работать до 24 сентября.

Музей Шаляпина

С 1917 года Шаляпин совмещал активнейшую исполнительскую деятельность с руководством Мариинским театром, организацией благотворительных и пропагандистских концертов, помощью бедствующим коллегам, а иной раз — спасением людей и целых институций. В 1922 году первый Народный артист Советской России покинул родину навсегда.

Обширная коллекция исторических документов, изобразительных, аудио- и видеоматериалов из фондов Музея театрального и музыкального искусства, Русского музея и частных собраний превращает выставку в уникальный проект – непредвзятое исследование взаимоотношений прославленного артиста и новой власти в самый сложный и противоречивый период отечественной истории.

«Под большевиками» – так назвал одну из глав своей книги «Маска и душа» Федор Шаляпин. Иван Бунин охарактеризовал этот же период истории как время «между серпом и молотом». 1917 год поделил жизнь людей на две эпохи — до и после. Знакомых и друзей певца арестовывали и расстреливали, многие покидали Россию. Изменился уклад жизни, поменялись нравы, на авансцену вышли новые герои, новые лица.

Февральскую революцию певец встретил с большим воодушевлением. В марте 1917 года на сцене Мариинского театра он выступил перед солдатами Преображенского полка. На этом концерте-митинге артист впервые исполнил «Песнь революции» – гимн собственного сочинения. Текст, автограф, эскиз костюма к исполнению гимна, созданный Шаляпиным, будут представлены на выставке.

После октября 1917-го Шаляпин вошел в новое руководство Мариинского театра, а Советское правительство присвоило ему звание Народного артиста Советской Республики. В сезоне 1918–1919 годов Шаляпин исполнил партии более чем в 80 спектаклях, совмещая актерскую игру с работой режиссера, участием в разнообразных комиссиях по управлению театрами. Афиши, программки, газетная хроника красноречиво свидетельствуют о напряженной творческой жизни великого артиста, о его смелых организаторских действиях.

Певец умел использовать собственную известность. На бесчинства патрулей, обыски он жаловался в Смольный Зиновьеву – человеку «в кожаном костюме с интеллигентным лбом и шевелюрой музыканта». Шаляпин ездил в Москву к Ленину с управляющим Мариинским театром, чтобы спасти от разграбления костюмерный и декорационный цеха; уговаривал Троцкого отменить урезание пайков артистам бывших императорских театров.

В начале 1920-х возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. А в апреле 1922 года он на короткое время вернулся из турне в Петроград и в последний раз выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он вновь уехал из России — на сей раз навсегда.

На выставке «Артист и власть» представлены редкие материалы, в том числе — фотографии, сделанные после концерта в Севастополе для моряков Черноморского флота и жителей города в июле 1917 года, сто лет назад. На выставке можно будет познакомиться с воспоминаниями свидетелей этого памятного события и прослушать в записи почти все те произведения, которые Шаляпин исполнял на Приморском бульваре.

Федор Шаляпин

17 июня 2017 // рубрика: Музеи / кино

КАТАЖИНА МАЦКЕВИЧ, предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии

Катажина Мацкевич: Театр музыкальной комедии помог мне раскрыться

В октябре 2019 года ведущая солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Катажина Мацкевич отметила первый творческий юбилей — десять лет на сцене. Дебютная роль Карлотты в спектакле «Гаспарон» по оперетте Карла Миллёкера принесла ей высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». За минувшие десять лет Катажина не только сыграла почти все главные партии в классическом репертуаре театра, но и вышла за границы жанра, выступая в сложнейших оперных постановках на разных сценах мира. Об учителях и самокритике, о поддержке близких и любви к кофе артистка рассказала «Петербургскому авангарду» после торжественного вечера в честь ее творческого юбилея.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.