В Доме-музее Шаляпина открылась выставка «Артист и власть»

Выставка «Артист и власть: Ф.И. Шаляпин в 1917–1922 гг.» открылась в доме-музее великого русского певца на улице Графтио, 2Б. Она будет работать до 24 сентября.

Музей Шаляпина

С 1917 года Шаляпин совмещал активнейшую исполнительскую деятельность с руководством Мариинским театром, организацией благотворительных и пропагандистских концертов, помощью бедствующим коллегам, а иной раз — спасением людей и целых институций. В 1922 году первый Народный артист Советской России покинул родину навсегда.

Обширная коллекция исторических документов, изобразительных, аудио- и видеоматериалов из фондов Музея театрального и музыкального искусства, Русского музея и частных собраний превращает выставку в уникальный проект – непредвзятое исследование взаимоотношений прославленного артиста и новой власти в самый сложный и противоречивый период отечественной истории.

«Под большевиками» – так назвал одну из глав своей книги «Маска и душа» Федор Шаляпин. Иван Бунин охарактеризовал этот же период истории как время «между серпом и молотом». 1917 год поделил жизнь людей на две эпохи — до и после. Знакомых и друзей певца арестовывали и расстреливали, многие покидали Россию. Изменился уклад жизни, поменялись нравы, на авансцену вышли новые герои, новые лица.

Февральскую революцию певец встретил с большим воодушевлением. В марте 1917 года на сцене Мариинского театра он выступил перед солдатами Преображенского полка. На этом концерте-митинге артист впервые исполнил «Песнь революции» – гимн собственного сочинения. Текст, автограф, эскиз костюма к исполнению гимна, созданный Шаляпиным, будут представлены на выставке.

После октября 1917-го Шаляпин вошел в новое руководство Мариинского театра, а Советское правительство присвоило ему звание Народного артиста Советской Республики. В сезоне 1918–1919 годов Шаляпин исполнил партии более чем в 80 спектаклях, совмещая актерскую игру с работой режиссера, участием в разнообразных комиссиях по управлению театрами. Афиши, программки, газетная хроника красноречиво свидетельствуют о напряженной творческой жизни великого артиста, о его смелых организаторских действиях.

Певец умел использовать собственную известность. На бесчинства патрулей, обыски он жаловался в Смольный Зиновьеву – человеку «в кожаном костюме с интеллигентным лбом и шевелюрой музыканта». Шаляпин ездил в Москву к Ленину с управляющим Мариинским театром, чтобы спасти от разграбления костюмерный и декорационный цеха; уговаривал Троцкого отменить урезание пайков артистам бывших императорских театров.

В начале 1920-х возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. А в апреле 1922 года он на короткое время вернулся из турне в Петроград и в последний раз выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он вновь уехал из России — на сей раз навсегда.

На выставке «Артист и власть» представлены редкие материалы, в том числе — фотографии, сделанные после концерта в Севастополе для моряков Черноморского флота и жителей города в июле 1917 года, сто лет назад. На выставке можно будет познакомиться с воспоминаниями свидетелей этого памятного события и прослушать в записи почти все те произведения, которые Шаляпин исполнял на Приморском бульваре.

Федор Шаляпин

17 июня 2017 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.