Отреставрированы интерьеры Церковного павильона в Ораниенбауме

В Ораниенбауме отреставрировали интерьеры Церковного павильона Большого Меншиковского дворца. Эти работы проведены впервые за последнее столетие.

Большой Меншиковский дворец, Ораниенбаум
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 года. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз.

Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Главным украшением интерьера был великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

На рубеже 1740–1750 годов, при великом князе Петре Федоровиче, началась реконструкция дворцовой церкви. Хоры в ризалитах были превращены в закрытые ложи с входом из верхних галерей дворца, а в северо-западном ризалите устроена колокольня. С конца 1750-х стенные росписи меншиковского времени изменены на живописные иконы на холстах. Работу над иконографической программой стенной живописи начал Александр Алмазников и продолжил Иван Вишняков, сын знаменитого художника эпохи елизаветинского рококо.

К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви. В соответствии с проектом Антонио Ринальди, на стенах разместились 39 картин в обрамлении лепного декора. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века – такими, как иконостасы Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

В 1930-х годах Большой Меншиковский дворец передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшая дворцовая церковь переоборудована под мастерские. При этом живописные образа разобранного иконостаса перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Комплексная реставрация Церковного павильона, включая уникальную реконструкцию резного иконостаса, началась в 2000-х годах. В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик конца XIX века.

С 2015 года продолжаются масштабные работы по воссозданию живописного убранства храма. К октябрю 2016 года были помещены на свои исторические места 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ. В июне этого года закончено воссоздание восьми стенных образов первого яруса интерьера храма. В дальнейшем планируется полностью воссоздать утраченное живописное убранство интерьера Церковного павильона из 39 стенных полотен.

14 июня 2017 // рубрика: Музеи / кино

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.

Марк Розовский

Марк Розовский: Нашей культуре ничего не грозит

В Петербурге радостное событие: Марк Розовский репетирует мюзикл «Бедная Лиза». Режиссер уже 35 лет является художественным руководителем московского театра «У Никитских ворот», автором сценариев к известным фильмам, драматургом, композитором и лауреатом многочисленных премий. Премьера мюзикла назначена на 26 октября в ТЮЗе имени Брянцева. Спектакль посвящен Георгию Товстоногову, что не удивительно: в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера мюзикла «Бедная Лиза», принесшего известность Марку Розовскому.