Отреставрированы интерьеры Церковного павильона в Ораниенбауме

В Ораниенбауме отреставрировали интерьеры Церковного павильона Большого Меншиковского дворца. Эти работы проведены впервые за последнее столетие.

Большой Меншиковский дворец, Ораниенбаум
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 года. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз.

Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Главным украшением интерьера был великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

На рубеже 1740–1750 годов, при великом князе Петре Федоровиче, началась реконструкция дворцовой церкви. Хоры в ризалитах были превращены в закрытые ложи с входом из верхних галерей дворца, а в северо-западном ризалите устроена колокольня. С конца 1750-х стенные росписи меншиковского времени изменены на живописные иконы на холстах. Работу над иконографической программой стенной живописи начал Александр Алмазников и продолжил Иван Вишняков, сын знаменитого художника эпохи елизаветинского рококо.

К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви. В соответствии с проектом Антонио Ринальди, на стенах разместились 39 картин в обрамлении лепного декора. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века – такими, как иконостасы Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

В 1930-х годах Большой Меншиковский дворец передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшая дворцовая церковь переоборудована под мастерские. При этом живописные образа разобранного иконостаса перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Комплексная реставрация Церковного павильона, включая уникальную реконструкцию резного иконостаса, началась в 2000-х годах. В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик конца XIX века.

С 2015 года продолжаются масштабные работы по воссозданию живописного убранства храма. К октябрю 2016 года были помещены на свои исторические места 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ. В июне этого года закончено воссоздание восьми стенных образов первого яруса интерьера храма. В дальнейшем планируется полностью воссоздать утраченное живописное убранство интерьера Церковного павильона из 39 стенных полотен.

14 июня 2017 // рубрика: Музеи / кино

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.