Отреставрированы интерьеры Церковного павильона в Ораниенбауме

В Ораниенбауме отреставрировали интерьеры Церковного павильона Большого Меншиковского дворца. Эти работы проведены впервые за последнее столетие.

Большой Меншиковский дворец, Ораниенбаум
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 года. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз.

Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Главным украшением интерьера был великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

На рубеже 1740–1750 годов, при великом князе Петре Федоровиче, началась реконструкция дворцовой церкви. Хоры в ризалитах были превращены в закрытые ложи с входом из верхних галерей дворца, а в северо-западном ризалите устроена колокольня. С конца 1750-х стенные росписи меншиковского времени изменены на живописные иконы на холстах. Работу над иконографической программой стенной живописи начал Александр Алмазников и продолжил Иван Вишняков, сын знаменитого художника эпохи елизаветинского рококо.

К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви. В соответствии с проектом Антонио Ринальди, на стенах разместились 39 картин в обрамлении лепного декора. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века – такими, как иконостасы Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

В 1930-х годах Большой Меншиковский дворец передан Гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшая дворцовая церковь переоборудована под мастерские. При этом живописные образа разобранного иконостаса перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Комплексная реставрация Церковного павильона, включая уникальную реконструкцию резного иконостаса, началась в 2000-х годах. В настоящее время интерьеру храма возвращен его исторический облик конца XIX века.

С 2015 года продолжаются масштабные работы по воссозданию живописного убранства храма. К октябрю 2016 года были помещены на свои исторические места 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ. В июне этого года закончено воссоздание восьми стенных образов первого яруса интерьера храма. В дальнейшем планируется полностью воссоздать утраченное живописное убранство интерьера Церковного павильона из 39 стенных полотен.

14 июня 2017 // рубрика: Музеи / кино

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.