В Шереметевском дворце идет «балалаечное следствие»

С 8 июня по 20 августа в Шереметевском дворце, он же Музей музыки, на набережной Фонтанки, 34, открыта выставка «Балалайка. Русский детектив».

Шереметевский дворец

В этом музее хранится одна из крупнейших в мире коллекций музыкальных инструментов. Проект, посвященный балалайке, построен как детективное расследование, фигурант которого – самый известный русский народный инструмент, музыкальный символ России.

Балалайка – отнюдь не самый очевидный претендент на роль национального символа: происхождение инструмента загадочно, музыкальная карьера полна белых пятен, репутация небезупречна, будущее туманно. Шереметевский дворец представляет богатое собрание документов и артефактов, «вещественных доказательств» и «свидетельских показаний», то раскрывающих тайны балалайки, то ведущих к новым загадкам. Роль сыщика в этом детективе играет зритель, и лишь ему решать, каким будет итог расследования.

Балалайка – инструмент, скорее всего, с неславянским происхождением. Даже название и ее треугольная форма вызывают вопросы, до сих пор остающиеся без единственно верных ответов. Как, когда, почему балалайка вытеснила из коллективного культурного сознания действительно русские традиционные инструменты с древней родословной – например, гусли – и заняла символический музыкальный трон России? Как, чьими усилиями она превратилась в академический профессиональный инструмент? Как образ балалайки менялся в восприятии писателей и поэтов от Державина до Хлебникова и композиторов – от Хандошкина до Губайдулиной? Какое будущее ждет балалайку в мире культурных идей и концепций, а также в собственно музыкальном мире?

В поисках ответов Музей театрального и музыкального искусства опирается на свою коллекцию из 51 балалайки от ранних фольклорных образцов разных форм и «канонических» инструментов знаменитых мастеров С. И. Налимова и Ф. С. Пасербского до электробалалайки XX века, а также привлекает поистине бесценные материалы коллег. В проекте участвуют Российский государственный архив древних актов, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей, Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека, Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Государственная Третьяковская галерея, Музей балалайки (Ульяновск), Смоленский государственный музей-заповедник.

В экспозиции представлены старинные редкие гравюры, лубки и живопись XIX–XX веков. На выставке присутствуют балалайки всех видов и предназначений: народные, профессиональные, превратившиеся в художественный объект. Главная героиня проекта предстает в окружении других инструментов. Это реконструкции древнерусских гуслей, гудков и накр; возможные предки балалайки – домбра и дутар; инструменты, звучавшие с балалайкой в ансамбле: гудки, рожки, гитары, мандолины и инструменты оркестра В. В. Андреева.

Конечно, большую роль на выставке играет собственно музыка – от фольклорных наигрышей разных регионов до произведений прославленных композиторов ХХ и ХХI столетия. Для тех, кто хочет познакомиться с процессом создания музыкального инструмента, создана мастерская балалаечного мастера.

8 июня 2017 // рубрика: Музеи / кино

В БДТ начинаются гастроли Гоголь-центра

В клубе-фестивале «Морзе» пройдет встреча с кинорежиссером Андреем Звягинцевым

Театр «Мастерская» в День святого Валентина покажет «Анну Каренину»

Ресторанный критик сравнит на Квартирнике высокую кухню с искусством

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о царе-миротворце, после которого наступила пора войн и революций

На творческой встрече с Григорием Козловым гости отпразднуют сразу два юбилея

Стилист Надежда Корнева расскажет на «Модной среде» о синем цвете

В Петербурге исполнят вокальный цикл, написанный на стихи женщин-поэтов

Театр ТРУ представит текстоцентричный балет пограничных состояний

В арт-пространстве mArs открывается выставка Александра Гущина «Продолжение путешествия»

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике, почему реформы Александра II привели к трагедии

В Петербурге покажут спектакль о миллениалах

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.