Борис Мессерер представил «Промельк Беллы»

В Музее Анны Ахматовой 24 мая состоялась презентация книги «Промельк Беллы. Романтическая хроника», о которой публике рассказал ее автор — театральный художник Борис Мессерер.

Бела Ахмадулина и Борис Мессерер

Эти обширные мемуары охватывают почти всю вторую половину ХХ века и начало века ХХI.  «Книга лепилась как снежный ком, стихийно обрастая деталями, людьми, приметами времени», — пояснил художник, рассказывая, что его повествование — не только о великой поэтессе, но и об окружении: родителях, друзьях, поклонниках.

Борис Мессерер описывает своего отца, известного танцовщика и балетмейстера Асафа Мессерера, мать – актрису немого кино Анель Судакевич, сестру – великую балерину Майю Плисецкую, которая тоже находилась в ближнем кругу Ахмадулиной. Туда же были вхожи писатели Василий Аксенов и Андрей Битов, поэты Евгений Попов, Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, сценарист Тонино Гуэрра, режиссеры Сергей Параджанов и Отар Иоселиани.

Их жизнь и дружба проходили на фоне быта послевоенной Москвы, мастерской на Поварской, где собиралась вся московская и западная артистическая элита. Там же родился знаменитый альманах «Метрополь».

«Я был не сторонним наблюдателем, а участником этой безумной, но счастливой жизни. У меня всегда было много друзей, общение с которыми занимало значительную часть моего времени. Но главным моим жизненным инстинктом стало стремление хранить и беречь Беллу и ограждать от различных бытовых неурядиц. Мне удалось сразу после впечатления от ее красоты и фантастической одаренности разглядеть некую черту гибельности натуры, уязвимость и беззащитность Беллы как человека. Рассказ о человеческих взаимоотношениях и событиях нашей общей жизни – не главное для меня в этой книге. Важнее образ самой Беллы, который я хотел бы донести до читателя», — говорит Борис Мессерер.

Белла Ахмадулина была супругой Бориса Мессерера почти сорок лет, и более шести лет назад ее не стало. «Это был страшный удар. Чтобы как-то выйти из этого ужаса, я взялся за перо… Мне очень хотелось рассказать, как она говорила. К сожалению, многие ее прекрасные устные рассказы утрачены. Я придумал записывать ее на магнитофон, а потом — диктофон. Белла вспоминала детство, юность, учебу в Литинституте, размышляла о своих любимых поэтах: например, о Пушкине. Чудо ее речи, мироощущение представлено в книге», — рассказал он.

По словам художника, всю книгу он написал от руки, а затем уже рукопись была отдана в набор. Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из личного архива автора.

Сегодня в рамках Книжного салона Борис Мессерер встретится с читателями в Михайловском манеже — в 12:00 и 14:00.

Борис Мессерер

25 мая 2017 // рубрика: Литература

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.