В Гатчинском дворце открылась выставка «Романовы путешествуют»

Выставка, посвященная зарубежным поездкам представителей Дома Романовых, открылась в Гатчинском дворце. Она будет работать до 10 сентября.

Гатчинский дворец

Экспозиция охватывает период с 1781 по 1896 год: от европейского вояжа великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны («графа и графини Северных») до «русской недели» Николая II в Париже.

Выставка рассказывает о географии и целях поездок Романовых, какие виды транспорта они предпочитали, что брали с собой в путешествие и какие сувениры привозили. В залах представлено более трехсот экспонатов из музейных собраний Санкт-Петербурга и частных коллекций, в том числе — живопись, графика, мебель, костюмы, книги, сувениры, аксессуары.

Первые два зала посвящены европейскому вояжу «графа и графини Северных» (1781-1782 годы). В них выставлены портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны кисти Рокотова из собрания Русского музея. Рядом — портреты тех, с кем они встречались в Европе: императора Иосифа II, папы Римского Пия VI, Людовика XVI, архитектора Бренны и других. На гравюрах того времени изображены города Неаполь, Турин, Париж.

Следующий тематический блок – поездки Николая I и Александры Федоровны (урожденной принцессы Шарлотты, старшей дочери короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III) в Германию, Пруссию и королевство Вюртемберг.

Один из разделов посвящен выездам на охоту Александра II. Император неоднократно посещал родные места супруги Марии Александровны — замок Югенхайм около Дармштадта в Гессене и другие охотничьи угодья европейских правителей.

Новым направлением времени Александра II стали поездки на воды. Для Марии Александровны они были жизненной необходимостью из-за слабого здоровья. В витринах можно увидеть «охотничьи» сувениры (пивные кружки, дорожные графинчики) и аксессуары для путешествий: сундуки, саквояжи, несессеры и тому подобное.

Важнейшая страница в истории путешествий Романовых — железнодорожные и морские поездки семьи Александра III в Данию. Как устроен императорский поезд, какими были его интерьеры, а также как выглядели императорские яхты «Олаф», «Держава», «Штандарт», можно узнать на выставке.

Заключительный раздел рассказывает о путешествии Николая II с императрицей Александрой Федоровной и дочерью, великой княжной Ольгой Николаевной, во Францию в 1896 году. Главным событием поездки стала закладка моста императора Александра III в Париже 7 октября.

19 мая 2017 // рубрика: Музеи / кино

Полина Осетинская

Голос из зала: о Полине Осетинской

Все было замечательно в тот вечер. Играла Полина Осетинская, сольный концерт, два отделения. Концертный зал Мариинского театра. Бах, Бетховен. И Брамс, те его сочинения, которые мы уже слышали ровно месяц назад на печальном и трогательном вечере памяти нашего общего друга Павла Егорова.

Лео Штайнберг

Женственность под мужским именем

В галерее «Течение» творческого пространства «Артмуза» (13-я линия Васильевского острова, 70, 3 этаж) продолжается персональная выставка художника-сюрреалиста Лео Штайнберг. Псевдоним, вероятно, отсылает к фигуре выдающегося американского критика и историка искусства, уроженца СССР Льва Штейнберга. Однако выставка «Стыд: эстетика женственности» представляет работы молодой художницы, уже прославившейся своим активным и незаурядным творчеством.

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.