Премия Курехина: Свист и инопланетяне

Зрители не аплодировали, а свистели: на сцене БДТ вручили премию в области современного искусства имени Сергея Курехина. Петербургу достались три авангардные награды.

Вручение премии Курехина

Знаменитый художник Андрей Бартенев стал режиссером церемонии вручения премии. По его экстраординарному замыслу, чтобы обойтись без традиционных аплодисментов, всем зрителям выдали свистки и беруши. На сцене БДТ имени Товстоногова в ходе награждения выступал оркестр из инопланетян. Все это являлось частью мифопоэтического перформанс-эксперимента Бартенева.

Вручение премии Курехина

Как передает корреспондент «Авангарда», премии за «Лучший медиаобъект» удостоен Сергей Филатов из Москвы со звуковой скульптурой «Орфей. Песнь китам»: объект позволяет создавать многоканальное воспроизведение с уникальными звуковыми ландшафтами, восприятие которых меняется в зависимости от местонахождения слушателя.

В номинации «Искусство в общественном пространстве» выиграли также москвичи — Дмитрий Каварга и Елена Каварга, придумавшие «Обитаемое вещество», в котором соединились искусство и архитектура. Лучшим кураторским проектом признан московский фестиваль «ДАДА» Виталия Пацюкова и Анастасии Козаченко. Это 10 дней лекций, перформансов и концертов, сопровождавших одноименную выставку в ГЦСИ.

Вручение премии Курехина

Награда за «Лучший текст о современном искусстве» досталось Ивану Чечота из Петербурга за сборник статей и фрагментов «От Бекмана до Брекера». Эта книга посвящена различным сюжетам истории немецкого и западноевропейского искусства, а также событиям современной художественной жизни. Так, героями сборника являются Рембрандт и Макс Бекман, «Фауст» Гете и «Вакх» Рубенса, Калининград-Кенигсберг и Ленинград-Петербург, Германия и Россия.

Победителем в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» стал петербуржец Александр Шишкин-Хокусай за «Ванну Марата». Условные крылья погружаются в ванны, наполненные черной краской, и взмахивают, вызывая в памяти движения птиц, перепачканных нефтепродуктами в морской воде. Работа отсылает к теме Икара (стремление к прекрасным идеям с падением в пучины дерьма). С другой стороны, крылья работают как гигантские кисти художника.

Вручение премии Курехина

Гран-при «Поп-механика» получил Петербургский импровизационный оркестр Дмитрия Шубина за «Гаджетофонию» — проект, реализованный на открытии фестиваля «Киберфест» в Академии имени Штиглица. 28 участников оркестра используют гаджеты и другие предметы, способные издавать звуки, в качестве музыкальных инструментов.

Кроме того, в номинации «Этномеханика» награжден Сергей Старостин, а в категории «Электромеханика» — Игорь Старшинов. Спецпризом «За вклад в развитие современного искусства» отмечена работа основателя Нового музея Аслана Чехоева, ушедшего из жизни в прошлом году. Приз Французского института в Петербурге достался московскому художнику Павлу Отдельнову. На торжестве также было объявлено, что открытие здания Центра современного искусства имени Курехина после масштабной реконструкции состоится в декабре 2018 года.

Вручение премии Курехина

27 апреля 2017 Фото: Виктория Медведева, «Петербургский авангард»// рубрика: Стиль жизни

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.